Бег

Ратраки – как насущная необходимость для современных лыжных трасс. Подготовка лыжных трасс (общие положения) Трактор для горнолыжных трасс

Ратраки – как насущная необходимость для современных лыжных трасс. Подготовка лыжных трасс (общие положения) Трактор для горнолыжных трасс

Идеально выглаженные склоны горнолыжных курортов или беговые трассы, предстающие поутру взору первых взыскательных посетителей, уже давно воспринимаются как норма. Сегодня, ежедневно используя снегоуплотняющие машины, которые легко превращают даже самые разбитые склоны и трассы в идеальное снежное полотно, или быстро доставляют райдеров до места назначения, мы почти не вспоминаем о том, что история ратраков насчитывает чуть более 80 лет. К хорошему быстро привыкаешь!

О том, как юношеская мечта стала реальностью...

Ратраки, машины на гусеничном ходу, с навесным оборудованием для работы на снежных склонах... История создания первых ратраков уходит корнями в довоенные годы. Тогда, как и сегодня, идея состояла в том, чтобы создать машины, способные передвигаться по глубокому снегу. Очевидно, что колесный транспорт совершенно беспомощен в таких рабочих условиях. Первым коммерчески успешным экземпляром ратрака принято считать изобретение американца Эммитта Такера (Emmitt Tucker). В 1930 году он разработал первый Sno-Cat, машину на двух стальных гусеницах, установленных под рамой сзади, и трех лыжах, установленных спереди для удержания баланса. К 1942 году было продано 70 таких машин. Из воспоминаний Билла Сиуру (Bill Siuru): «Эммитт провел почти все свое детство в Орегоне. Зимой, пробираясь в школу сквозь снежные завалы, он уже стал задумываться о создании машины, способной передвигаться по глубокому и мягкому снегу. И это, несмотря на столь юный возраст!» Так, согласно легенде, началась история первых снежных машин, и появился слоган «No snow too deep, no road too steep». В 1951 году Такер изобрел и запатентовал четырехгусеничный вездеход Sno-Cat для езды по глубокому снегу и транспортировки грузов. Через 10 лет после некоторых усовершенствований эта модель машины работала уже на многих горнолыжных курортах Америки, хотя основной ее задачей по-прежнему оставалась перевозка людей и грузов, она также выполняла функции уплотнения снега. Интересно отметить, что внешний вид традиционного американского ратрака отличается от привычного нам европейского двухгусеничного варианта, и по сей день.
Европейские изобретатели принялись за дело: одни копировали Такера,
другие создавали свои оригинальные конструкции.

Из Америки в Европу и первые шаги европейцев

Своим появлением в Европе ратраки обязаны легендарному Эмилю Аллэ (Emile Allais), гениальному французскому спортсмену-горнолыжнику, чемпиону, основателю «французской» горнолыжной школы. Во время одной из поездок в США в 1950 году Эмиль Аллэ увидел забавный гусеничный вездеход, возивший грузы по глубокому снегу. Это был Sno-Cat. Вернувшись во Францию, Эмиль Аллэ уговорил руководство Куршевеля закупить партию американских машин, и использовать их не для перевозки грузов, а для подготовки трасс. Это была настоящая революция – ведь до этого трассы везде готовили вручную! А Куршевель стал первым европейским курортом, где появились ратраки!
Важным толчком к развитию европейской снегоуплотнительной техники послужили телевизионные трансляции VIII Зимних Олимпийских Игр 1960 года, проходивших в Скво-Вэлли (Сьерра-Невада, Калифорния), где при подготовке трасс активно применялись машины Sno-Cat. Репортажи о подготовке трасс к соревнованиям показали по европейскому телевидению, и необходимость изобретения европейского аналога американского ратрака стала очевидной. Европейские изобретатели принялись за дело: одни копировали Такера, другие создавали свои оригинальные конструкции. Потребитель же был строг и требовал надежной и универсальной машины, предназначенной не только для подготовки трасс, но и для тяжелой работы. Только в начале 60-х, австро-швейцарская фирма Ratrac выпустила, наконец, свой Ratrac-S, а итальянец Эрнст Принот изобрел свою первую снегоуплотняющую машину P-20. Европейские машины стали постепенно вытеснять американские. К слову сказать, именно торговой марке Ratrac мы обязаны так полюбившемуся у нас слову «ратрак», которым мы называем снегоуплотняющие машины.

Снегоуплотняющие машины по концепции гоночных болидов

В 1962 году известный спортсмен, итальянский автогонщик Эрнст Принот (Ernst Prinoth), призер Формулы-1 в 1961 году, сконструировал, собрал в собственной автомастерской и запатентовал свою снегоуплотняющую машину Р-20. В основу проекта Эрнст Принот положил хорошо известную ему концепцию гоночных болидов: легкая и прочная несущая конструкция, максимально низкий центр тяжести и мощный мотор. Этот крутой вираж в карьере принес Эрнсту Приноту даже большую славу: по некоторым данным, ратраки Prinoth работают на каждом втором горнолыжном курорте мира!

В 1965 году появилась новая модель P-15 для работы на крутых склонах. Выглядела она весьма любопытно: две широченные гусеницы, шарнирное сочленение, минимальная габаритная высота, почти полное отсутствие центрального тоннеля и боковое расположение небольшой кабины. В этом же году компания Prinoth получила мировое признание и вышла на мировой рынок, когда машины ее производства впервые были использованы при подготовке лыжных трасс на Чемпионате мира по лыжным видам спорта в Тироле. Считается, что именно с этого дня началась эра применения снегоуплотняющих машин в горнолыжной сфере для подготовки склонов и трасс. В 1968 году была открыта первая фабрика по производству снегоуплотняющих машин Prinoth, и уже в том же году этими машинами было оснащено более 200 горнолыжных склонов; были открыты пункты сервисного обслуживания и представительства фирмы. «Prinoth... for perfect pistes! Машины... для превосходных трасс!», – об этом думал Эрнст Принот, создавая свои машины.

Современные снегоуплотняющие машины: о дизайне, конструкции, гусеницах, лошадиных си лах и уважении к окружающей среде...

Вечная конкуренция производителей снегоуплотняющих машин заставляет их постоянно двигаться вперед и ежедневно совершенствовать свой продукт. Неповторимый узнаваемый дизайн: со времен создания первых машин их внешний облик претерпел значительные изменения. Например, дизайн итальянских машин разрабатывает признанный мэтр стиля, агентство Pininfarina, а над эргономикой работают специалисты из MM Design и Recaro. По словам Михаэля Зибера, управляющего Leitner Technologies group: «Корпоративной философией компании является идеальное сочетание дизайнерского искусства и технологий». Извечные соперники итальянцев, немцы, опираются на собственный опыт, и их машины тоже выглядят весьма достойно. И даже брутальные четырехгусеничные американские монстры по-своему хороши. И все-таки, когда мы говорим «неповторимый узнаваемый дизайн», мы подразумеваем Prinoth. Совместными продуктами Prinoth и Pininfarina являются, к примеру, обновленный Everest, новый Leitwolf и недавнее их совместное детище – машина Beast. Вот, что говорит по этому поводу Лоуви Вермеерш, Дизайн-директор Pininfarina: «Мне нравится наблюдать за тем, как Beast работает высоко в горах, где его можно увидеть в полной гармонии с окружающей средой и по-настоящему оценить его непревзойденные качества».

Простая конструкция, обеспечивающая выполнение сложных задач: основные принципы конструкции снегоуплотняющих машин очень просты. Машина должна быть устойчивой, тяжелой и мощной. Ведь в ее задачи входят уборка и уплотнение снега, оптимальное распределение снежной массы по поверхности склона, выравнивание и выглаживание склона, создание всевозможных фигур сноупарков, прокладка лыжни и трасс для прогулок, транспортировка людей и грузов. Ратрак может играючи взбираться по чрезвычайно крутым склонам благодаря установленной на нем лебедке. Особое внимание уделяют системам защиты от опрокидывания ROPS (Roll Over Protection System). А чтобы машина уверенно преодолевала подъем в несколько десятков градусов, ей требуются цепкие гусеницы и мощный мотор.

Гусеницы... go everywhere!

Наблюдая за тем, как ратрак «плывет» по снежной поверхности, красуясь своими гусеницами, усеянными грунтозацепами и оснащенными гидропневматической подвеской, гасящей вибрации от неровностей, создается впечатление, что перед тобой снежный корабль. Сила сцепления с поверхностью позволяет ратраку передвигаться по любому снегу и не дает в нем застревать. Все благодаря гусеницам! Пара гусениц достаточной ширины, при определенной длине опорной поверхности, должном расположении опорных катков, обеспечивает небольшое давление на грунт и хорошее сцепление с ним, большее тяговое усилие и маневренность. Для сравнения: давление снегоуплотняющей машины на грунт составляет примерно 300 г/см2, в то время как давление лыжника – 350 г/см2. Сегодня использование ратраков вышло далеко за пределы горнолыжной сферы. Благодаря различным вариантам гусениц, ратраку подвластен не только снег. Эти машины с успехом используют при работе на песке, к примеру, для чистки и выравнивания пляжей. Или для геологоразведки и обеспечения транспортного сообщения с отдаленными северными поселками и базами на заболоченных участках местности и в тундре, поскольку ратраки гораздо меньше травмируют их нежные влажные грунты.

А Вы знаете, что такое 527 Н.Р.?

Пожалуй, в способностях снегоуплотняющих машин их покупатели могут не сомневаться. Чаще всего им гораздо интереснее знать, какова реальная производительность и эксплуатационные затраты ратрака. Все зависит от мощности машины, которая измеряется в H.P. – лошадиных силах. Так техника одного класса от разных производителей очень близка по своим показателям: двигаясь со скоростью 20 км/ч, снегоуплотняющая машина способна обрабатывать порядка 10000 квадратных метров трассы в час, расходуя за это время чуть больше двадцати литров топлива. Однако есть и исключения. Например, ратрак Prinoth Beast. «Самые очевидные преимущества ратрака Beast – его мощность 527 л.с. и невероятная двигательная сила, что позволяет ему одному выполнять работу, которая рассчитана на два ратрака. Beast способен подготовить 25 км трасс за 5 часов работы, это новые стандарты эффективности!», – комментирует Евгений Ципорин, руководитель направления по продаже снегоуплотнительной техники, гусеничных вездеходов и лесных мульчеров Prinoth в России и странах СНГ.

Безусловно, главное преимущество сверхмощных ратраков – их способность работать на самых крутых участках, недоступных другой технике и выполнять больший объем работы за более короткий период времени. «Однако подход при выборе машины должен быть разумным. Как и в любой другой отрасли, инструмент, выбранный для выполнения задачи, должен соответствовать самой задаче. На «зеленых» и «синих» трассах экономически оправданным будет применение машин среднего класса, способных по производительности вплотную приближаться к сверхмощным машинам, расходуя при этом меньше топлива», - комментирует Евгений Ципорин.

Environmentally friendly... Максимальное уважение к окружающей природе

Еще один немаловажный момент: абсолютно все двигатели, устанавливаемые на ратраки, должны укладываться в строгие «зеленые» нормативы Euro 3. Если о двигателе ратрака говорят, что это продукт Euro 3 Family, полностью соответствующий Euromot III, это означает, что выброс загрязняющих веществ в рамках допустимых норм или намного меньше допустимых пределов.

Строгое следование этим нормам является неукоснительным требованием ко всем современным снегоуплотняющим машинам, ведь место их работы – хрупкие природные ландшафты, так нуждающиеся в защите. Некоторые компании шагнули еще дальше, например, частью корпоративной философии компании Prinoth является программа «Clean Motion» («Чистое движение»). В рамках этой программы новая машина Leitwolf стала единственным в мире серийно выпускаемым ратраком, соответствующим нормам эмиссии вредных веществ Euromot III B (выбросы азота сокращены на 50%, а твердых частиц – на 90%).

Лыжи, как известно, появились почти в то же время, что и колесо и с тех пор прочно обосновались в нашей жизни - сегодня они есть практически у каждого жителя России. Уже много лет лыжный спорт является одним из самых массовых в нашей стране. Современные зимние развлечения, будь то горные лыжи или сноуборд, процветают в крупных городах, однако с популярностью беговых лыж им даже не стоит тягаться. Мы начинаем кататься с 7 лет, а то и раньше, и каждую зиму наши парки, скверы, березовые рощи пересекают двойные параллельные следы. У российского человека зима ассоциируется именно с лыжами! В любом провинциальном городке нашей страны проходят свои лыжные гонки, а любителей со всей страны собирает "Лыжня России". Практически у каждой школы, техникума, высшего учебного заведения есть свои мини-стадионы или накатанные лыжни в ближайшем лесу, где зимой проходят лыжные гонки среди учащихся. Многие предприятия с хорошо развитой инфраструктурой также имеют спортивные сооружения, где проводятся соревнования среди сотрудников.

Однако, большая часть лыжников-любителей предпочитают прогулки в условиях дикой природы и не только потому, что воздух здесь более чистый и маршруты интереснее. Дело в том, что качество трасс большинства отечественных стадионов и "окультуренных" мест катания находится на чрезвычайно низком уровне. Странная ситуация складывается в нашем лыжном спорте, как в массовом, так и в профессиональном: при колоссальном количестве катающихся, при высочайшем уровне спортивных достижений в России количество специальных лыжных стадионов, качественно подготовленных, постоянно действующих современных трасс для массового катания ничтожно мало.

Очевидно, что здесь у России есть все увеличивающееся серьезное отставание от остального "лыжного" мира: подавляющее большинство наших трасс не располагает необходимой инфраструктурой и необходимой техникой и существует благодаря энтузиазму подвижников, обслуживается "допотопной" или самодельной техникой, и это явно не соответствует уровню популярности массового лыжного спорта и росту профессионализма элиты.

Согласно требованиям международных организаций ширина профессиональной лыжной трассы должна быть минимум 8 -10 м, поверхность - ровная, снежный покров- плотный. На неподготовленных трассах все эти требования практически не выполняются. К чему это приводит? К "километровым" заторам на марафонских гонках, к тому, что даже на самых небольших подъемах лыжники разбивают неплотную трассу, и она превращается в снежное месиво, по которому лыжи начинают проскальзывать, к тому, что трасса напоминает не снежное, ровное полотно, а "стиральную" доску с рытвинами и буграми, к тому, что видят и по чему катаются сотни тысяч поклонников лыжного спорта в нашей стране ежегодно.

Кроме того, непрофессионально подготовленные трассы - жирный крест на возможности готовить профессиональных лыжников мирового уровня и именно из-за того, что подготовленных трасс у нас очень мало элитные спортсмены из России зачастую вынуждены выезжать для регулярных тренировок за рубеж просто потому, что в России практически нет возможности для полноценных тренировок. А цена таких выездов - многие десятки тысяч евро, которые могли бы остаться на "родной" земле.

Вместе с тем, следует признать, что дело обустройства лыжных стадионов и трасс не безнадежно - уже есть прецеденты создания современных лыжных стадионов и специальных тренировочных центров, чей опыт можно использовать для развития нашего любимого спорта в России, во всех его качествах - как для увеличения массовости, так и для повышения качества тренировочного процесса для профессионалов.

По большому счету, похвастаться обустроенностью в России могут лишь два спортивных комплекса - лыжный центр в Рыбинске и биатлонный комплекс в Ханты-Мансийске. Лишь они обладают сертифицированными трассами и аккредитованы FIS (Международная федерация лыжного спорта) и IBU (Международный союз биатлонистов) и имеют необходимую технику, а это значит, что их организация соответствует международному уровню, т.е. является конкурентоспособной, по сравнению с лучшими мировыми лыжными центрами.

Для современных трасс необходима современная техника и современный взгляд на ее использование. Первым, самым важным и необходимым оборудованием для подготовки современной лыжной трассы или биатлонного стадиона является снегоуплотняющая машина или в простонародье - ратрак. Многие организаторы лыжных центров спросят: "А зачем нам ратрак? У нас три "Бурана" и они отлично справляются, да и дешевле это в несколько раз!" Однако, следует признать, что никаким "Бураном" невозможно подготовить современную лыжную трассу и вот почему.

Самые существенные преимущества ратрака перед снегоходом, типа "Буран":


Наличие фрезы. Этот сложный механизм выполняет сразу три основные функции - срезает плотную снежную корку, образовавшуюся от тысяч проездов лыжников, перемешивает снег до однородной структуры и разглаживает поверхность, срезая бугры и заполняя впадины снегом. "Буран" может в лучшем случае ТОЛЬКО уплотнить уже имеющуюся снежную поверхность, однако, ни срезать снежные бугры, ни заровнять рытвины он не может. Шарнирная подвеска фрезы ратрака отлично выглаживает даже трассы с резкими перепадами по вертикали.

Вес. У ратрака - даже самого легкого вес гораздо больше, чем у снегохода, кроме того, он специально подобран под специфическую работу ратрака, а значит - несравненно качественней утрамбовывает снег. Если "Бурану" приходится проходить по трассе несколько раз в день, то после обработки ратраком трасса сохраняет "отличную форму" на протяжении трех дней при условии многочисленных ежедневных тренировок, а если лыжню эксплуатируют не слишком часто, то и все пять дней! В условиях сильного снегопада, резкой смены температур, оттепели ни один "Буран" не справится с объемом работ, которую способен сделать ратрак быстро и качественно.

Специальные механизмы - лыжепрокладчики, которые прикрепляются к ратраку сзади и которые выдавливают идеальной формы и плотности лыжню. Башмаки лыжепрокладчика могут передвигаются по ширине фрезы для изменения расстояния между соседними лыжнями, что необходимо, например для организации массового старта и финиша. Однако, такая возможность есть только у ратраков компании Prinoth.

"На обработанной ратраком трассе, - делится своими впечатлениями Игорь Тырнов, победитель Кубка "Лыжные марафоны России" в 2000 году, а в сезоне 2001-2002 обладатель второго места на "Лыжных марафонах Европы", ныне бренд-менеджер беговых лыж ROSSIGNOL, - можно продолжать идти классическим стилем даже в горку с уклоном 13 градусов. На хорошей трассе, где структура снега однородна и поверхность плотная, лыжи не врезаются в снег и дополнительное торможение отсутствует, скольжение лучше и скорость соответственно выше. Если трасса хорошая, лыжнику нет необходимости менять свою технику, чтобы приспособиться под нее. Могу вам с абсолютной уверенностью сказать, что все "топовые" лыжи ведущих мировых производителей: Rossignol, Fischer, Madshus, Atomic сделаны именно с расчетом их использования на профессиональных трассах, на других они просто не показывают своих лучших качеств".

Что лучше выбрать? Самую первую снегоуплотняющую машину в мире выпустила компания Prinoth (Италия, официальный сайт - www.prinoth.com) - произошло это в 1962 году. Предприятие было изначально создано только для производства снегоуплотняющих машин. С тех пор и по сегодняшний день Prinoth занимает лидирующие позиции в своей отрасли и происходит это по следующим причинам:

У Prinoth самый широкий спектр ратраков: Husky, T4S, EVEREST Power, LEITWOLF, различающиеся по мощности и по возможностям работы со специальным навесным оборудованием.

Все машины Prinoth соответствуют высокому уровню безопасности как для людей, работающих на ратраке, так и для людей вне машины (автоматический подъем и отключение фрезы при движении назад, остановка машины при попытке открыть дверь при движении). Очень важная особенность есть у этих машин, рассчитанная на использование на трассах с отсутствующей системой искусственного оснежения: глубина фрезерования снега в этих машинах отслеживается и задается автоматически из кабины, а не опытным путем, по мнению оператора.


Все машины Prinoth обладают эргономичными кабинами , дизайн которых был сделан с помощью известного итальянского агентства Pininfarina. Место водителя оборудовано анатомическими сидениям Recaro. Кроме того, у машин Prinoth cнижена вибронагруженность на кабину по сравнению с машинами других фирм за счет выноса двигателя за пределы кабины, что позволяет расположить центр тяжести машины в середине ее базы и обеспечить высокую устойчивость на склоне любой сложности.

Машины Prinoth - чемпионы по удобству обслуживания. У всех у них - удобный подход к основным узлам машин, легкий монтаж и демонтаж узлов и агрегатов при необходимости замены.

У машин Prinoth самые низкие эксплуатационные затраты.

Затраты на техническое обслуживание и заводская стоимость запасных частей ниже, чем у других компаний.

Ратраки Prinoth имеют супер-гусеницы.

Имеется склад фирменных запчастей, и в случае выявления неисправностей в гарантийный и после гарантийный период сотрудники служб выезжают на объект для их устранения в течение 2-3 дней.

А теперь более подробно про сами модели ратраков Prinoth:



Машина Prinoth HUSKY с двигателем Mercedes-Benz (177 л.с.) Лучшее использование: для обслуживания лыжных центров, перевозки пассажиров, для работы в летний сезон. Мощный двигатель делает возможным быстрое фрезерование снежной поверхности с малыми затратами мощности и топлива. Гидравлический привод двигателя гарантирует высочайшую надежность и делает возможным движение с увеличенной скоростью при прокладке трасс. Электромагнитная система "старт плюс" ратрака расцепляет двигатель и трансмиссию и облегчает запуск двигателя при пониженных температурах, что очень важно для бесперебойной работы в условиях российского Севера. Оператору комфортно работать на Husky в любую погоду - кабина оснащена мощной отопительной системой. Кстати, машины Husky работают на Шпицбергене и на полярных станциях в Антарктиде, доказывая свою надежность и приспособленность к суровым полярным условиям. Машина управляется рулевым колесом, оснащена панелью с органами управления, необходимыми для запуска двигателя, а также регулировки глубины обработки снега фрезой и работы лыжепрокладчиков. Кабина водителя просторна и прекрасно звукоизолирована. Применение легких сплавов при изготовлении кабины делает ее предельно прочной, безопасной и легкой. Обзор ничто не загораживает, рабочая зона прекрасно освещается четырьмя галогеновыми лампами с параболическими отражателями. При работе на трассах с уклоном безопасность водителя гарантирует ROPS - система защиты кабины при опрокидывании. Более подробно про машину Husky - http://www.gorimpex.ru/husky/ .

Модели Prinoth EVEREST Power (двигатель Mercedes-Benz (430 л.с.) и Prinoth LEITWOLF (двигатель MAN (435 л.с.) предназначены, в основном, для работы на крупных и ответственных соревнованиях - Олимпиадах, чемпионатах мира, этапах Кубкам мира, в условиях сильной непогоды - обильного снега, резкой оттепели, а также для работы по обработке трасс массовых марафонских забегов.
Более подробно про машину Prinoth EVEREST Power - http://www.gorimpex.ru/everest_power/ .
Более подробно про машину Prinoth Leitwolf - http://www.gorimpex.ru/leitwolf/

По мнению большинства специалистов для повседневного ухода за лыжным стадионом достаточно одной-двух снегоуплотняющих машин Husky . Для подготовки комплексов к массовым соревнованиям профессионального уровня рекомендуется использование как минимум, двух ратраков - Husky и T4S . При этом все машины должны иметь специальное навесное оборудование, которое позволяет готовить трассы в соответствии с международными требованиями.

Где уже в России используются ратраки Prinoth? Каково мнение людей о них?

В сентябре 2001 года открылся биатлонный комплекс международного класса в г. Уфе на берегу реки Белая. Комплекс состоит из стрельбища, лыжероллерной трассы, лыжной трассы и комфортабельного жилого комплекса. Именно здесь проходил последний отбор российских спортсменов на Олимпиаду в Солт-Лейк-Сити. Большую часть времени своего существования, а именно вот уже 4 года, трасса обрабатывается с помощью ратрака HUSKY. Выбирать модель сотрудникам комплекса не пришлось - ратрак подарили, однако этот замечательный подарок отлично справляется со всей необходимой работой по уходу за трассой.

Сергей Федулов, главный механик биатлонного комплекса, рассказывает: "Биатлонисты очень любят только что обработанную трассу - едва проедешь несколько метров на ратраке, как за тобой уже несется толпа довольных спортсменов - ведь лыжи отлично скользят, не нужно прилагать особых усилий!" По мнению Сергея, осваивать ратрак несложно - на первом же "занятии" Сергей Федулов сам взялся за пульт управления и … уверенно повел сложную машину. Снегоуплотняющая машина Husky легко справляется и с равнинами, и с небольшими спусками - такова специфика комплекса.



Спортивно-оздоровительный комплекс "Мельничная" несколько старше Уфимского - он был основан практически 8 лет назад. Прежде здесь была мельница (еще сохранились остатки плотины). Позже на горе "Мельничная в 2-х км от города Верхняя Салда (Свердловская область) по инициативе генерального директора Тетюхина Владимира Валентиновича (академик, 74 года, увлекается горными лыжами) был построен одноименный комплекс, ныне принадлежащий объединенной корпорации "ВСМПО-Ависма". Мельничная - универсальная зона отдыха, располагающая сертифицированными трассами: лыжероллерная (2 км); прогулочная беговая трасса (5 км); 3 горнолыжных спуска (самый длинный 250 м). Мельничная активно развивается: к новому году откроется собственный сноуборд-парк, а к будущему лету - трасса для горных велосипедов. Гостиница небольшая, рассчитана на 40 человек, однако планируется расширение. Изначально база "Мельничная" планировалась как зона отдыха и спортивная площадка для сотрудников "ВСМПО-Ависма". Здесь, кстати, до сих пор регулярно проводятся состязания между цехами. В настоящее время СОК готовится к более серьезным соревнованиям, таким как "Лыжня России", соревнования для людей с дефектами зрения. В выходные в СОК приезжают семьи. Прежде, когда не было ратрака, трассы обрабатывались "Бураном" с прикрепленными санками. Времени это занимало очень много, очень частыми были случаи обморожения.

"Впечатления положительные, мы давно мечтали о такой машине, - сообщил нам по телефону директор по социальным и бытовым вопросам "ВСМПО-Ависма" Виктор Васильевич Одиноких, когда речь зашла о ратраке HUSKY. - В настоящее время ратрак находится в стадии освоения. Машина простая, все управление основано на гидравлике, главное, чтобы был подогрев. Операторы пока не привыкли - только у одного переднего ножа - отвала 12 положений, плюс "самолетное" управление машины! Технические специалисты "Gorimpex" (компания - официальный представитель Prinoth в России и странах СНГ) в течение двух дней обучили операторов азам управления и обеспечили необходимой документацией. Машину мы купили в начале октября, через неделю операторы впервые выехали самостоятельно".

Снегоуплотняющие машины производства итальянской фирмы Prinoth доказали свой профессионализм на последних Зимних Олимпийских играх в Турине в 2006 году. Понятно, что на таких соревнованиях как Олимпиада, нет, и не может быть вопросов по качеству подготовки трасс - и, неважно - какая погода стоит в это время: снег, оттепель, ветер, дождь…организаторам необходимо провести Олимпиаду на самом высоком уровне - и точка! И ратраки Prinoth великолепно справились со своей задачей: на биатлонных и лыжных олимпийских трассах работало 40 машин Prinoth + 23 постоянных восококвалифицированных водителя, откомандированных самой фирмой. А теперь вспомните - какая погода была на олимпийских лыжных трассах? Циклон, обрушился на место проведения соревнований, принеся с собой ветер и мокрый снег. Погоду бросало из крайности в крайность: дождь, мороз 3-5 градусов, сухой снег, высокая влажность… Ненастье стихло лишь тогда, когда Олимпийские игры приблизились к своему завершению. В заключение рассказа об "олимпийской" эпопее Prinoth стоит сказать, что именно безукоризненная работа этих ратраков позволила состояться двенадцати многочасовым состязаниям и тренировкам в течение девяти дней подряд, в которых участвовали сотни спортсменов ежедневно, а за гонками следил весь мир! И ратраки Prinoth не подвели: все лыжные трассы Олимпиады были жесткие, плотные и широкие.

Который способен передвигаться по горной местности, поднимаясь по склонам с достаточно большим углом наклона (более 20 градусов). Основное предназначение ратраков - доставка людей или грузов на вершину горы. Для этого машину оборудуют специальными грузовыми платформами или пассажирскими кабинами. Название «ратрак» технике было дано по аналогии с первыми подобными машинами, которые выпускались американскими фирмами Thiokol и LMC. Трактор назывался «Ratrac» и был очень популярен в Европе в 60-х годах прошлого века. В 1990-х годах в названии была заменена последняя буква и техника получила название «Ratrak».

Эксплуатация ратраков

Ратрак является наиболее распространенной техникой, используемой для подготовки лыжных трасс, поскольку позволяет равномерно уплотнить снежное покрытие на склоне горы. С помощью этой техники выравнивают как естественный, так и искусственный снег, производимый снегогенераторами. Обойтись на горнолыжной трассе без ратраков достаточно проблематично, в связи с тем, что в результате работы снежных пушек на склонах образуются достаточно высокие снежные кучи, которые необходимо равномерно распределить по горе.

Хотя свежевыпавший натуральный снег тоже доставляет немало проблем работникам трассы - если его вовремя не уплотнить, то уже через несколько часов активных спусков лыжники превращают трассу в бугристое пространство, что существенно затрудняет перемещение. Уплотненный снег, представляющий собой ровное покрытие, «служит» гораздо дольше времени и позволяет активно эксплуатировать лыжные трассы.

Ратраки используют и для сооружения трамплинов и пайпов, которые так любят сноубордисты. Как правило, при работе ратраков, горнолыжные трассы зарывают, поскольку случайное столкновение райдеров с этой техникой может привести к печальным последствиям. Для перемещения по горным склонам ратрак оборудован широкими (более 1 м) гусеницами, имеющих специальные грунтозацепы. Именно специальные траки обеспечивают хорошую устойчивость машины на крутых склонах и позволяют оказывать сильное давление на снежный покров.

Характеристики ратраков

Техника отлично подходит для эксплуатации даже в суровую зимнюю погоду. Для сгребания снега техника комплектуется ковшом, а для уплотнения снежного покрова на кронштейн, расположенный в задней части машины, одевается фреза с выступами. В результате работы этого трехметрового цилиндра структура утрамбованного снега становится ребристой, что в разы усиливает скольжение райдеров.

Дополнительно приминать снег возможно за счет установленной резиновой ласты, которая одновременно выполняет функцию защиту фрезы. Для производства ратраков используются облегченные материалы. Производители заботятся об утеплении кабины, из которой открывается панорамный обзор. Некоторые модели ратраков оборудованы специальными лыжепрокладчиками - эти устройства позволяют создать идеальную трассу и корректировать расстояние между соседними лыжнями.

Лидирующее место на рынке снегоуплотняющей техники принадлежит итальянской компании Prinoth, которая выпустила свою первую модель ратрака еще в 1962 году. Огромное разнообразие моделей, различающихся по мощности и по дополнительной комплектации, подарило этой компании мировое признание и статус ведущего производителя. Эргономичный дизайн, высокий уровень безопасности, низкие затраты на эксплуатацию - эти неоспоримые преимущества привлекают огромное количество пользователей во всем мире, в том числе и в России.

Часто встречающейся маркой ратраков в России является и Kassbohrer. Машины каждой компании имеют свои преимущества и недостатки, и выбирать определенную модель необходимо с учетом дальнейших условий эксплуатации. Некоторые ратраки можно использовать и в летнее время, например, для создания трасс для горных велосипедов, выравнивания теннисных и футбольных полей. В последнее время становится все больше любителей покорять нетронутое природное пространство. Для проведения, так называемых, фрирайдерских туров используются ратраки,оснащенные пассажирскими кабинами (вместимостью до 16 человек).

Чтобы было понятнее читателю, ратрак – это адаптированная модель бульдозера, предназначенная для ведения работ в суровых зимних условиях. Такой трактор способен двигаться по горным склонам, которые имеют довольно крутой угол наклона.
Основное назначение такого снегоуплотнителя – подготовка горнолыжных склонов, формирование лыжных трасс и выполнения спасательных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций в горах. Также такой горный трактор является очень удобным средством для перевозки людей, при которой он оборудуется отдельно пассажирской кабиной, и надежным механизмом для перевозки грузов. Свое название – «ратрак» – машина получила от названия первой модели этого механического средства, которые продавались в Европе еще в далекие 60-е годы. С самого начала главными производителями агрегата были американские фирмы Thiokol и LMC, которые реализовывали их под торговой маркой Ratrac. Вот с тех времен эта машина и обрела свое название, которым пользуются до сегодняшнего дня.

Ни одна горнолыжная трасса, ни один лыжно-биатлонный стадион не могут обойтись без снегоуплотнительной машины –ратрака.

В разных странах, преимущественно в горной местности примерно в начале 60-х годов, на волне популярности горнолыжных видов спорта в разных частях света начинают изобретаться специализированные машины для передвижения по глубокому снегу и для подготовки, рыхления и уплотнения снежных трасс:

Германия:

В 1969 г. Karl Heinrich Kässbohrer выходец из семьи кораблестроителей разработал первый серийный ратрак Pisten Bully ,с которого началась длинная история компании по производству снегоуплотнительной техники и снегоходных вездеходов специального назначения Kässbohrer Geländefahrzeug AG. Гигантский концерн Kässbohrer с 1893 выпускает автомобильные прицепы, в 2013 году концерн открыл производство полуприцепов в Ярославской области.

Сегодня серийно на заводе выпускается более 19 модификаций ратраков для зимы и всесезонного использования. За 46 лет лет завод выпустил более 20 000 ратраков.

Италия:

В 1964 году первый серийный ратрак Prinoth выпустил в своем гараже в Южном Тироле знаменитый итальянский автогонщик Ernst Prinoth . В 2000 году компанию выкупает группа LEITHNER.

На сегодня в линейке Prinoth 9 моделей ратраков и несколько моделей мульчерной и специальной вездеходной техники.

В 1990 году недалеко от Венеции, небольшая семейная фирма FAVERO LORENZO, которая занималась производством саней для снегоходов – изготовила небольшой ратрак. Современная модель итальянской семейной компании называется Snow Rabbit. Это единственная модель ратрака, доведенная до совершенства в сегменте мини-ратраков. В год компания выпускает более 50 машин.

Япония:

В 1960 году компания Ohara Corporation (существует с 1907 года) открывает департамент по производству ратраков. Основной вид деятельности корпорации – машиностроение для аэропортов, нефтедобывающей промышленности и водоочистных сооружений. Завод по производству ратраков выпускает всего 3 модели, но очень высокотехнологичных по своим функциям.

Ратраки условно можно классифицировать по мощности двигателя и по европейской классификации:

До 100 л/с. или NORDIC (лыжные) Ратрак Snow Rabbit-3 (Италия), с мощностью двигателя 76 л/с., PistenBully Paana (производство Германия), с мощностью двигателя 97 л/с.

До 200 л.с. – или NORDIC (лыжные)

В данном классе соревнуются 2 машины. Pisten Bully 100 (197, 204 л.с.) и Prinoth Husky (176, 197 л.с.). Обе машины имеют одинаковый двигатель.

До 370 л.с. или ALPINE (горные)

К этому классу можно отнести 4 ратрака:

PRINOTH BR 350 (355 л.с.), PRINOTH BISON (355 л.с.), OHARA 350 (329 л.с.), PISTEN BULLY 400 (370 л.с.),

400 л.с. и более. ALPINE (горные)

В категории супертяжеловесов OHARA 430 (421 л.с.), PRINOTH EVEREST (430 л.с.), PRINOTH LEITWOLF (435 л.с.), PRINOTH BEAST (527 л.с.), PISTEN BULLY 600 (455 л.с. имеет 5 различных модификаций).

Мы выезжаем на горнолыжный склон спортивного парка «Волен» в подмосковной Яхроме, и я скептически смотрю на напыленный пушками снег. Склон похож на местность после бомбардировки: кучи снега высотой в полтора человеческих роста разбросаны то  здесь, то там. «Работы, наверное, на неделю?» - спрашиваю я. «Какая еще неделя? - удивляется оператор ратрака Алексей Маляров. — Сейчас часа за два все разровняем, а после того как снег осядет — отфрезеруем. К вечеру склон уже откроется для катания».

«Технология довольно сложная, - объясняет «Популярной механике» руководитель службы подготовки склонов спортивного парка «Волен» Владимир Марин  - Достаточно прокатиться по склону несколько раз — и половина свежевыпавшего снега окажется у его подножия. Снег (желательно искусственный) обязательно нужно уплотнить, и делается это в несколько этапов. Сначала, после напыления пушками, его разравнивают, основной инструмент для этого  - отвал. Затем выжидают несколько часов, чтобы снег осел. Во  второй раз ратраки выезжают на склон, чтобы окончательно выровнять, уплотнить и отфрезеровать снег, после чего ему опять нужно дать осесть. Лишь по окончании всех этих процедур склон можно открывать для катания».

На широкую ногу

Ратрак — машина достаточно тяжелая, но давление ее на снежную поверхность невелико  - порядка 0,05 кг/см 2 . Дело в том, что машина снабжена широченными гусеницами, состоящими из параллельных армированных резиновых лент, к которым присоединены мощные поперечные планки - грунтозацепы (а   на некоторых моделях и шипы  - для работы на обледенелых участках). Ажурная  конструкция несколько напоминает движитель Неждановского, хотя на самом деле это именно классический гусеничный движитель с катками, роль которых выполняют пневматические колеса. Гидравлическая трансмиссия с дизельной силовой установкой вращает несколько приводных помп. Проходимость у ратрака просто невероятная — гусеницы практически не проскальзывают, и ратрак может подниматься по склону крутизной в 45−50 градусов (не процентов!). Правда, для покорения крутых склонов придется воспользоваться гидравлической лебедкой, которая тянет трос синхронно с движением гусениц.

Несмотря на внешнее сходство с бульдозером, управляется ратрак совсем иначе. Его отвал имеет множество степеней свободы, что позволяет не только разравнивать снег, но и строить сложные сооружения для парков. Но возможности этой машины, конечно, не безграничны — для сооружения пайпа требуется специальная дугообразная фреза, которая навешивается на переднюю часть ратрака. Задняя фреза — тоже достаточно гибкий инструмент, в зависимости от модели она может состоять из нескольких частей, а -иногда на нее навешиваются также лыжепрокладчики для создания лыжни. Усилие, заглубление, направление и скорость вращения фрезы регулируются оператором в зависимости от внешних условий (тип  снега, температура) и требований к трассе.


Основные органы управления — рулевые рычаги или штурвал (1), контролирующий движение гусениц, и педаль акселератора (2). Команды с рычагов и педали поступают в компьютер, который и управляет всеми системами, статус отображается на экране (3). Джойстик под правую руку (4) управляет отвалом. Этот инструмент позволяет не только срезать бугры и разравнивать трассу, но и придавать снежной поверхности произвольную форму с буквально ювелирной точностью. На некоторых машинах на джойстике располагаются клавиши управления самыми распространенными функциями (5). Основная работа ратраков начинается после закрытия склонов, поэтому машины снабжаются несколькими комплектами мощных фар, управляемыми с панели (6).

Что в имени тебе моем?

Основные производители ратраков в мире - это Prinoth (Италия), Kassbohrer (торговая марка PistenBully, Германия), Bombardier (Канада) и OHARA (Япония). Само слово «ратрак», ставшее в русском языке нарицательным, происходит от торговой марки Ratrac (позднее Ratrak) - именно так назывался модельный ряд компании Thiokol/DMC/LMC. В английском языке подобные машины обозначаются термином snowcat, который происходит от торговой марки Sno-Cat. Такое название носили модели орегонской компании Tucker Sno-Cat Corporation, доминировавшие на рынке снежных вездеходов с конца 1940-х до 1960-х годов.