Для бега

Лыжные крепления виды. Отличие систем лыжных креплений SNS и NNN: личный опыт

Лыжные крепления виды. Отличие систем лыжных креплений SNS и NNN: личный опыт

Существует четыре основных вида горнолыжных креплений. Разберем, чем они отличаются друг от друга. Заодно вы узнаете, какие ботинки используются в каждой группе креплений.

В борт нашего батискафа билась легкая волна, все было готово к погружению. Мы стояли на мостике, освещенные закатом, и нетерпеливо всматривались в темные воды зимнего океана - нас ждали открытия. Прозвучала команда «Погружаемся!»



Для чего нужны горнолыжные крепления

Горнолыжные крепления выполняют две основные задачи:

  • Передают на лыжи усилия для управления ими;
  • Должны отстегиваться при вероятности травмы.

Чем жестче закреплен ботинок, тем точнее ведение лыжи во время катания. На первый взгляд, ботинки и так жестко пристегнуты к лыжам, но это только на первый. Ботинки находятся в постоянном движении относительно креплений. При несильных ударах, вибрации или скручивании ног крепления позволяют ботинкам смещаться из первоначального положения, тем самым амортизируя нагрузки. Затем ботинок возвращается в обычное положение.

Если появляется угроза получения травмы ног, например при падении, крепления должны вовремя отстегнуться. Чтобы они сработали в нужный момент, необходимо правильно выставить усилие DIN на передней и задней частях креплений. Чем выше значение DIN, тем большее усилие требуется приложить, чтобы крепления отстегнулись.

Нельзя выставлять и заведомо низкое значение DIN - лыжа может отстегнуться в самый неподходящий момент, например когда вы выписываете красивую дугу на глазах у завороженной публики (помните, горные лыжи - это спорт под названием «посмотрите на меня»?). Мало того, что вы ударите лицом в снег на людях, так еще и получите травму. Значение DIN должно быть выверенное. А выверить его лучше у специалиста надежного поката или горнолыжного магазина.

Примерное значение DIN можно получить на сайте dincalculator.com (англ.).

Если говорить обо мне, то у меня на трассовых и на лыжах для фрирайда выставлены разные значения DIN. Для трассы они выше.

Теперь подплываем ближе к основным видам горнолыжных креплений!

Горнолыжные крепления - классические

Нет такого понятия «классические крепления», это я придумал, чтобы отделить эту категорию. На Западе этот вид живет под именем Alpine Ski Bindings.

Это самый массовый сегмент горнолыжных креплений, в них катаются все: спортсмены, любители трасс, фрирайдеры, обитатели парков и многие другие. Чтобы угодить каждой группе катающихся, производители выпускают огромное количество модификаций, но это тема для будущего погружения.

Ботинки в «классических» креплениях зажаты намертво и постоянно.

Для таких креплений подходят все горнолыжные ботинки, кроме некоторых нишевых, о них читайте ниже.

Ценовой разбег в категории колоссальный, от 2000 до 30 000+ руб. - каждый подберет себе по карману и уровню катания. Дорогие крепления, как правило, - это спортивные, а дешевые, понятно, начального уровня.

Главный минус обычных горнолыжных креплений - они непригодны для восхождений на лыжах, для этого выбирают крепления для ски-тура.

Горнолыжные крепления для ски-тура - рамные

Рамными их называют потому, что передняя и задняя части соединены элементом, рамой. Рамы бывает различной конструкции - например, трубками различной формы в сечении.


Это крепления Salomon Guardian. Как они устроены и функционируют рассказывается в видео:

По сути, это «классические» крепления, но уже с возможностью поднять пятку ботинка над лыжей. Для чего? Для того, чтобы начать двигаться в гору! Теперь закреплен только носок ботинка, как на беговых лыжах, а пятка может двигаться в вертикальной оси.

Улыбнемся? Вот вам пример ребят, пытающихся заползти на гору на обычных креплениях:

Как только уклон горы немного подрос, у бедняг начались очень серьезные проблемы с ходьбой.

Для таких креплений все еще подходят обычные горнолыжные ботинки, но очень приветствуется наличие режима катание/ходьба. Без него смысл установки креплений для ски-тура полностью теряется.


У каждого производителя свой механизм ходьба/катание, но рычажок переключения всегда находится на задней части ботинка. После переключения верхняя часть начинает двигаться относительно нижней.

Рамными креплениями пользуются в основном фрирайдеры, ведь им приходится далеко (за пределы горнолыжных трасс) уходить в поисках глубокого и нетронутого снега.

Минусы рамных креплений для ски-тура:

  • тяжелее и дороже классических;
  • ботинок находится высоко над лыжами, требуется больше усилий для управления.

Вопрос с весом (но не с ценой) успешно решают механизмы следующей категории: крепления для ски-тура системы TLT.

Горнолыжные крепления для ски-тура - пиновые


Впервые такие крепления появились благодаря компании Dynafit, поэтому их еще называют динафитовскими. Несколько лет назад истек патент, и их изобретение начали использовать конкуренты. Другие названия: TLT (торговая марка Dynafit) и тековские (tech).

Пиновые крепления - это уже следующая ступень эволюции в снаряжении для ски-тура, совершенно другой метод соединения лыжи и ботинка. Причины появления этой разновидности - желание снизить вес креплений и приблизить подошву ботинка к поверхности лыжи, не снижая при этом удобство ходьбы. И производителям это удалось. Плата за шаг в сторону от горнолыжного мейнстрима - специальные, или адаптированные, горнолыжные ботинки (обычные не подходят) и высокая стоимость.

Ботинки с креплениями соединяются посредством четырех пинов (штырьков) - два спереди, два в задней части.



Поклонников таких креплений уже не назовешь обычными горнолыжниками. Они давно стоят на лыжах и, как правило, больше радуются движению вверх, чем спуску. А может, 50 на 50. Просто хотел сказать, что многим их не понять. Они готовы на большие траты ради уменьшения веса комплекта «лыжи-крепления-ботинки», лишь бы забираться дальше, выше, быстрее.

К минусам пиновых креплений, помимо цены и специальных ботинок, можно отнести трудности во время пристегивания ботинок. На первых креплениях надо было ювелирно совмещать маленькие отверстия на ботинках и штырьки. Со временем попадать в крепления стало легче - появились направляющие. Но в начале использования все равно потребуется терпение и сноровка. Особенно при катании вне трасс, когда операция проходит в глубоком снегу, где нет твердой и плоской поверхности.

Кардинальное отличие пиновых креплений от классических и фреймовых заключается в механизме отстегивания ботинок при опасных перегрузках. У всех пиновых (кроме Diamir Vipec 12) срабатывает пятка (задняя часть), а носок после этого пассивно высвобождается. Это усилие высвобождения носка не регулируется, а только есть возможность отключения на подъеме (для исключения случайного срабатывания на подъеме). К сожалению большинство лыжников на спуске не переключают на катание, а едут в положении подъем, т.е. с отключенным срабатыванием. Это обусловлено тем, что на спуске возникают слишком большие усилия, ведущие к срабатыванию (ТЛТ разрабатывался еще тогда, когда не было широких лыж) .

А после загульного апре-ски накануне без успокаивающих нервы и стабилизирующих движения 150 граммов попадание в крепления может вообще стать невыполнимой миссией. Придется просить помощи у окружающих. Так что если решитесь на покупку пиновых креплений, готовьтесь к трезвой жизни в горах.


Горнолыжные крепления для телемарка


Горнолыжные крепления для телемарка - это редкость, как и сами телемаркеры. Во всяком случае в наших краях. В Норвегии, на родине этого стиля катания, возможно, их больше.

Бывает, проходят недели в горах, а они так и не появляются на горизонте. Но если вы вдруг увидите человека, который каким-то угловатым способом передвигается по склону, знайте: вот он. Этот стиль катания вприсядку ни с чем не спутаешь!


На видео видно, насколько просты в конструкции крепления для телемарка. Это же является преимуществом - они невероятно надежны. Такие крепления называются 75-миллиметровыми.

Если в ски-туровских креплениях пятка должна быть свободной - чтобы двигаться на лыжах вверх, то в телемарке это необходимо и для спуска.

Для таких креплений нужны особые ботинки. Явные визуальные отличия от других ботинок - «гармошка» в области подъема ноги и длинный выступающий «язык» подошвы в носке - плюсна (см. фото внизу).



Кстати, в телемарке прогресс тоже не стоит на месте - крепления усовершенствуются. На картинке с ботинком (где упоминается «гармошка) изображен принципиально новый механизм крепления - без задней части. Это крепления NTN - New Telemark Norm, «новая норма телемарка».

Сравните:


Выделенный на картинке элемент захватывает переднюю часть подошвы, оставляя пятку свободной. Такие крепления требуют специальных ботинок:


Смотрите: плюсна совершенно другая, но «гармошка» все та же.

Больше узнать об этом удивительном стиле катания и снаряжении для него можно на сайте телемаркеров telemark.ru .


Заключение

Вот, пожалуй, и все. Это было недолгое, но познавательное путешествие в один из уголков обширного горнолыжного океана. Ландшафт дна постоянно меняется, и мы уверены, что через 10 лет мы его не узнаем. А это значит, что для нашего изыскательного аппарата сайт всегда найдется работа - проливать свет на неизведанные глубины подводного горнолыжного мира.

Как всегда, просим дополнять материал комментариями, ведь именно ваша обратная связь дает нам понимание, куда плыть в следующий раз.

Всплываем…, нет, одну секунду…

Если вам нравятся мои погружения (совершили уже более 70 походов в глубины горнолыжного океана), то качество и фан, с которым мы это делаем, если у вас появилось желание сказать маленькое спасибо, то переходите в мой магазин Паудер и посмотрите, какой дизайн я создаю для вас, ценителей гор.

К созданию этой одежды я подхожу также ответственно, как к каждому погружению батискафа LET IT SNOW.

Теперь всплываем, спасибо, что были снова с нами! До следующего похода!

Катание на лыжах — популярный вид спорта, покоривший сердца многих людей. Но прежде чем приступить к такой езде, необходимо подготовиться и правильно подобрать экипировку, в которую входят и крепления. Покупая крепежные системы, многие сталкиваются с проблемой выбора, поскольку не знают, в чем отличие лыжных креплений NNN и SNS, какие нужно покупать. Нельзя сказать какие из них лучше, поскольку оба вида имеют характеристики, подходящие для определенных стилей катания.

При выборе лыжных конструкций нужно учитывать: тип трассы, стиль катания, опытность спортсмена. Например, для горнолыжной дистанции нужны навыки, которые неприемлемы для катания на беговых лыжах.

Особенности и преимущества

Крепления для лыж NNN отличаются одноточечным сопряжением, что упрощает установку, демонтаж конструкции. А также на подошве расположены две направляющие, которые дают поперечную стабильность, не давая ботинку съезжать в сторону. Крепежи, как и ботинки бывают: коньковыми, классическими.

Конструкции NNN устанавливаются на лыжную платформу. Чтобы правильно распределить центр тяжести, можно размещать конструкции в любой позиции. Это удобно для настройки перед ездой по снегу различной плотности.

Крепления для лыж SNS имеют один направляющий флексор, который расположен посередине подошвы. Сопряжение может быть одноточечным, двухточечным. На моделях Pilot предусматривается закрепление ботинка в двух местах. При таком способе крепежа, отрыв подошвы от платформы минимален, что позволяет лучше чувствовать и контролировать лыжи.

Обе системы бывают: механическими, автоматическими. Разница конструкций в том, что механика застегивается вручную, а на автомате достаточно попасть пазом в механизм, с чем справится даже ребенок.

Профессиональные спортсмены используют механические крепежи, поскольку такие конструкции не расстегиваются даже при интенсивной езде. Чтобы застегнуть автомат, необходимо тщательно прочистить пазухи конструкции. Цены на механику выше, чем на автомат.

Различия креплений NNN и SNS

Исходя из строения и характеристик креплений, специалисты и профессиональные спортсмены выделяют такие отличия:

  1. Поперечная устойчивость — наличие направляющих флексоров обеспечивает достаточную стабильность у обеих систем, однако, модели Pilot разработаны с целью наилучшего закрепления ботинка. Чтобы контролировать процесс катания, лучше покупать крепления SNS, но перед приобретением следует проконсультироваться со специалистом.
  2. Толчок — сила толчка зависит от высоты поднятия ноги во время хода. Системы NNN устроены так, чтобы обеспечить ноге свободный отрыв от платформы, что увеличивает силу толчка.
  3. Устойчивость — крепления SNS сильнее фиксируют ботинок к лыже, исключая подвижность и соскальзывание, что дает лыжнику больше устойчивости.

Как выбрать

Перед приобретением спортивного инвентаря лучше проконсультироваться со специалистами. При покупке в профессиональных спортивных магазинах, например, в Декатлоне, можно получить нужную информацию у продавца, который поможет в приобретении: зимних лыж, лыжероллеров. Консультант даст инструкции по эксплуатации и ремонту креплений.

На чем следует основываться при выборе лыжного инвентаря:

  • навыки катания на лыжах — новичкам и любителям лучше выбирать устойчивые модели;
  • стиль катания — будет ли это просто прогулочная езда или быстрое беговое катание;
  • трасса — это, может быть, дистанция без серьезных препятствий или катание по горным склонам;
  • возможность самостоятельного монтажа конструкций.

Чтобы спортивный инвентарь прослужил как можно дольше рекомендуется придерживаться некоторых рекомендаций по уходу за конструкциями:

  1. Вместе с креплениями нужно приобрести чехлы для хранения инвентаря, которые будут защищать изделие от воздействия внешних негативных факторов, возможных повреждений.
  2. Перед тем как встать на лыжи, необходимо проверить правильность установки крепежных систем.
  3. Чтобы сцепление механизмов было крепким и правильным, пазы нужно очищать ото льда и снега. Если конструкция забьется, то во время быстрой езды застежка может расстегнуться, что приведет к падению лыжника.
  4. После катания экипировка очищается о снега, просушивается естественным путем, убирается в чехлы.

Прежде чем начать кататься на лыжах, нужно позаботиться об экипировке, поскольку даже профессиональный спортсмен не застрахован от получения травм, если он катается с плохим креплением. Лучше потратить больше денег и приобрести фирменный товар, который будет более безопасным.

Естественно, лыжи – одна из самых важных составляющих снаряжения лыжника, но далеко не всё. Понадобятся и крепления, и специальные ботинки. А их многообразие введет в растерянность любого новичка в лыжном спорте. И чтобы определиться с выбором этого лыжного снаряжения, перед походом в магазин полезно будет ознакомиться с тем, на что стоит обращать при покупке.

Выбор ботинок

В первую очередь стоит подобрать наиболее удобные для себя ботинки, а потом уже и присматривать и соответствующие лыжные крепления. Поэтому описание начнем именно с лыжных ботинок.

Ботинки для беговых лыж, как и лыжи, делятся на три типа по предполагаемому стилю катания и на четыре – по целевой аудитории.
В зависимости от стиля катания на беговых лыжах вам понадобятся ботинки:

  • для конькового стиля нужен высокий ботинок с жёстким манжетом для фиксации ноги. Нагрузка на ногу при этом стиле выше, потому наличие манжета обязательно – без него лыжник может повредить ногу;
  • низкий ботинок с мягкой подошвой идёт для традиционного стиля;
  • есть ещё универсальные ботинки, они идут со съёмной жёсткой манжетой или без неё, с умеренно жёсткой подошвой.
По целевой аудитории лыжные ботинки делятся на следующие группы:
  • ботинки для профессионалов. Такие ботинки подвергаются самой большой нагрузке, и потому при их производстве большое внимание уделяется надежности и качеству. На профессиональных ботинках для беговых лыж применяются новейшие технологии, поэтому в них редко встретишь кожаные элементы – есть синтетические материалы, по многим параметрам превосходящие кожу. Ботинки для профессионалов дороги, но и прослужат они довольно долго;
  • ботинки для спортивного туризма. К этим ботинкам тоже предъявляются серьёзные требования. Их в основном приобретают туристы с большим опытом, а также альпинисты. Ботинки для спортивного туризма делают удобными и для пешего перехода, без лыж, если это потребуется. Их чаще всего делают комбинированными, со сменной манжетой, материалом служит натуральная кожа с синтетическими вставками. Они должны быть надёжными и прочными, удароустойчивыми;
  • ботинки для оздоровительных лыжных прогулок. К таким ботинкам не предъявляется высоких требований, поэтому есть и дорогие, и подешевле: в зависимости от материалов, из которых сделаны ботинки;
  • ботинки для детей. Детские ботинки должны быть удобными, прочными и тёплыми. Кроме того, они должны и легко надеваться, и легко сниматься.
На ботинках для беговых лыж в основном используются шнурки. Если отпустить шнурки на ботинке, так чтобы его можно было свободно обуть, шнурки не должны выпадать через самое верхнее отверстие для шнуровки, т.е. быть достаточно длинными. Правильно зашнурованный ботинок, с одной стороны, надёжно фиксирует ногу, а с другой – не сдавливает её. Бывает, что в верхней части ботинка дополнительно есть липа – она защищает от попадания снега в ботинок и служит дополнительным фиксатором.
Приобретать лыжные ботинки без примерки ни в коем случае нельзя, а при примерке обязательно надевайте носки. Это могу быть либо специализированные носки для занятия лыжным спортом, либо шерстяные – не тонкие, и не толстые. Лыжный ботинок ни в коем случае не должен жать. С другой стороны, в чересчур свободных ботинках будет трудно управлять лыжами.
Итак, примеривая ботинок, надо в нём пройтись, постоять, оторвать пятку от пола – внутри ботинка пятка должна плотно прилегать к подошве, не отрываться от нее. МирСоветов также рекомендует обратить внимание на то, что образующаяся при подъёме пятки складка в области подъема стопы не должна давить на пальцы. Если же ботинки не подходят под эти критерии – это значит, что они вам не подходят.
Кроме того, если выбираются ботинки для конька, то манжета должна хорошо держать ногу, но не сдавливать или мешать её движению. Вообще, что касается жёсткости ботинка, то для конькового стиля катания она самая большая, для классики – самая малая, ну и для комби – средняя.

Строение горнолыжных ботинок принципиально отличается от строения ботинок для беговых лыж. Горнолыжные ботинки состоят из двух элементов – внешнего ботинка и внутреннего сапожка.
Внешний ботинок отвечает за импульс, передаваемый лыжником во время движения – чем жёстче ботинок, тем лучше слушаются лыжи.
Разные фирмы по-разному обозначают жёсткость горнолыжных ботинок. Одни фирмы характеризуют их просто: «мягкие», «жёсткие». Другие, а именно, Nordica и Salomon, вывели абсолютную величину жёсткости – килограмм силы на градус прогиба (имеется ввиду сгибание вперёд). Для новичков МирСоветов рекомендует ботинки с жесткостью в пределах 15-60 кгс/град. Для уже освоившихся и обладающих базовыми навыками катания на лыжах эта планка поднимается до 40-80 кгс/град. Далее, когда вы уже будете вполне уверенно стоять на лыжах – стоит присматриваться к горнолыжным ботинкам жесткостью 60-90 кгс/град. А жесткость 115 кгс/град и более рассчитана на тех, кто занимается лыжным спортом профессионально, их в рассмотрение пока брать не стоит.
Вообще, жёсткость внешнего ботинка может быть отрегулирована – но если лыжник впервые стоит на лыжах, это ему, конечно, не поможет. Регулировка жесткости рассчитана на продвинутых лыжников. В зависимости от склона или прикладываемых усилий она может быть немного изменена.
На передней части голенища расположены металлические или пластиковые застёжки-клипсы, оснащённые регулировкой длины для более чёткого и комфортного фиксирования ноги. Количество клипс может быть от 1 до 4 на ботинок.
Кроме клипс, ботинки могут быть снабжены винтами, предназначенными для разных целей. Например, при откидном заднике, такой винт встроен в большую клипсу, при его закручивании внутри ботинка затягивается фиксирующая ногу лента.
В горнолыжных ботинках также может присутствовать силовой ремень, который фиксирует манжету (голенище) по верхней ее части.
Сама манжета может регулироваться по наклону вперёд и назад, что служит для более точной подгонки ботинка под стойку лыжника. Дополнительно в горнолыжных ботинках может быть еще одна функциональная возможность, называемая кантингом. Эта опция позволяет изменять угол наклона манжеты ботинка влево/вправо, подстраивая ее под строение скелета ног у конкретного человека.
В задней части ботинка располагается элемент, отвечающий за улучшение передачи усилия на лыжу.
При ходьбе вне склона удобно, чтобы верхняя часть ботинка была ослаблена. Для этого существует переключение «ходьба-катание», которое как раз освобождает от сковывания заключённую в ботинок ногу.

Еще одно существующее различие в горнолыжных ботинках – принцип входа. В ботинках с передним входом манжета раскрывается спереди, что обеспечивает лучшее облегание ботинком ноги. Чаще всего такой принцип применяется для спортивных и экспертных моделей, в таких ботинках манжета не имеет регулировки по наклону назад. Ботинки с центральным входом оснащены частично откидывающейся задней частью ботинка, что позволяет легче надевать и снимать его. И, наконец, ботинки с задним входом, наиболее удобные для новичков, имеют откидной задник, благодаря чему они довольно легко обуваются.
Внутренний сапожок в горнолыжных ботинках изготавливается из мягких материалов. Он одновременно снимает необходимость надевания носка под ботинок и служит для более тонкой подгонки по размеру.
По своим свойствам материалы для внутреннего ботинка отличаются. Для моделей, предназначенных для новичков, сапожок делают таким образом, чтобы он в течение первых же минут принял точную форму ноги. В экспертных моделях на это нужно время – внутренний сапожок изготовлен из более жёсткого, неподатливого материала. С одной стороны, он обеспечивает лучший контакт с лыжей (как и жёсткость внешнего ботинка), но с другой стороны – не имеющим должного уровня подготовки лыжникам будет неудобно в таких ботинках. На них можно будет перейти со временем.
Выбирать ботинки для катания по горным склонам сложнее. По поводу размера есть одно элементарное правило, которого следует придерживаться: если стопа широкая, лучше брать на полразмера больше, потому что при нагрузке она обязательно станет еще шире больше. По этой же причине примерять ботинки надо обязательно стоя.
Примерять надо на тонкий эластичный носок. Он должен быть идеально ровным и гладким, без каких-либо складок, и заканчиваться выше границы окончания манжета.
Надо понять, что ориентироваться при выборе на фирму-изготовителя бесполезно – каждая из них выпускает ботинки со своими особенностями – с более широким или узким носком или пяткой, с разными подъёмами и так далее. Цена для лыжного ботинка – тоже не самый точный показатель. Самые дорогие ботинки – экспертные, они будут очень сложны для новичка. Крайне важно выбрать удобные ботинки – если при примерке хотя бы немного давит, не стоит их брать – на склоне этот дискомфорт усилится многократно, что может стать причиной испорченного отдыха (в лучшем случае).
Примеряя ботинок, надо застегнуть все клипсы. Начинать застегивать ботинок следует со второй от носка клипсы, той которая стягивает свод стопы, тем самым фиксируя пятку. После этого следует прислушаться к ощущениям – не упираются ли пальцы в носок, можно ли ими немного двигать; пятка не должна болтаться или отрываться от стельки при наклоне. Нужно подвигать ногой вперёд-назад, из стороны в сторону.
Теперь можно попробовать затянуть клипсы по максимуму. Тут есть свой подводный камень: не стоит забывать, что внутренний ботинок ещё не обмялся, и что потом затягивать клипсы нужно будет сильнее. И если при примерке они уже затягиваются максимально, то потом, когда это действительно потребуется, клипсы не подтянуть.
Если кажется, что ботинок всё же мал, МирСоветов рекомендует надеть на вторую ногу на полразмера больше и снова прислушаться к ощущениям, какой ноге удобнее. При примерке нужно присесть – если бросает назад, значит, ботинок жестковат. Лучше провести в ботинках 15-20 минут, постоять, немного пройтись. Купив ботинки, не стоит убирать их до катания – можно ходить в них дома, готовя ноги к склонам…
Что касается фирм, производящих лыжные ботинки, то их немало. Хорошо зарекомендовали себя «Rossignol», «Salomon», «Fischer» и др.
Полезно знать, что наравне с типичными целевыми группами производители выделяют горнолыжные ботинки для карвинга и женские модели.
В ботинках для карвинга нет нужды начинающему, они рассчитаны на давно и прочно стоящих на лыжах спортсменов. А отличия этих моделей в следующем:

  • с одной стороны, повышенная жёсткость наружного ботинка в боковом направлении и, наоборот, ослабление сопротивления манжеты в наклоне вперед-назад;
  • наравне с привычным переключателем «ходьба-катание» есть третий (“soft”, “carve”), отвечающий за мягкое сопротивление ботинка в сгибе вперёд или назад.
  • в этой модели практически всегда применяется «платформа», возносящая ногу лыжника выше над поверхностью лыжи.
В женских моделях производители учитывают особенности женского строения, а так же центр тяжести (поэтому верхняя часть ботинка сильнее наклонена вперёд). Под свод стопы предусмотрен более высокий подъем, и в то же время в таких более низкий задник, уже пятка.

Выбор креплений

Крепления для беговых лыж бывают трёх видов:
  • передние (Nordic 75);
  • с «желобом» (система SNS);
  • с «рельсами» (система NNN).
Передние – это устаревшие крепления, теперь мало пользующиеся спросом, несмотря на дешевизну. Последние две разновидности креплений наиболее востребованы. Разница между «желобом» и «рельсами» в том, что в первом случае ботинки имеют одну полосу для крепления, а во втором – две.
Остановимся о каждом из креплений подробнее.
Передние крепления, Nordic 75. Как и было сказано выше, этот тип устаревший, и уже почти не используется.
Система NNN имеет два выступа для крепления, «рельсы». Такой тип крепления предпочтителен для любителей , так как, в отличие от SNS, передняя скоба ботинка сдвинута назад, что позволяет лучше управлять лыжами.
В передней части креплений NNN есть резиновые упоры. По их цвету легко можно определить жёсткость. Определение жёсткости важно для того, чтобы понять, какие крепления вам подходят больше исходя из предпочитаемого стиля катания. Для конькового хода требуется большая жёсткость, для классического, соответственно – меньшая. Варианты цветов креплений, обозначающие жесткость, таковы: белый – для наиболее жёсткого стиля, зелёный – для катания помягче, чёрный – стандартные «резинки» и красный – мягкие. Таким образом, белые и зелёные подходят для конькового стиля, а чёрные и красные – для классики.
На таких креплениях специализируется Rottefella, причём производит их и для других фирм. Таким образом, к креплениям NNN подходят и ботинки фирм Alfa, Artex, Alpina, и новинки Rossignol.
Система SNS от вышеназванной отличается тем, что скоба ботинка закрепляется сразу в его носке. Что касается цвета резиновых упоров, то они тоже отличаются. Их три вида, но на «резинках» к тому же выдавлена цифра, соответствующая жесткости. Есть жёлтые (с цифрой 85) – для классики, красные (115) – для конька и универсальные (95) – розово-сиреневые. Имеет один выступ для крепления «желобок».
Крепления SNS и ботинки к ним производит фирма Salomon. МирСоветов обращает ваше внимание, что новые модели креплений SNS и ботинок отличаются от старых, и потому при покупке стоит проконсультироваться по поводу совместимости тех и других.
К креплениям SNS подходят следующие фирмы ботинок: Salomon, старые модели Rossignol, Adidas, Karhu, Fisher.
Крепления SNS и NNN подходя ко всем размерам обуви. Исключения составляют детские и юношеские, к ним выпускают специальные крепления, которые отличаются большой ручкой защёлки и более мягким механизмом крепежа.
К слову, крепления бывают двух видов:
  • автоматические;
  • механические.
В первом случае, как только вы вставите скобу в паз, они сами защёлкнутся, во втором же – крепёж закрывается вручную. Несмотря на кажущееся неудобство второго вида, для профессиональных креплений характерен именно он, так как закрепляется более надёжно.
Что касается установки креплений, МирСоветов рекомендует делать это в специализированном месте (в сервисе или магазине). Опасность состоит в том, что можно неверно определить центр тяжести, просверлить случайно лыжу насквозь или сделать отверстия под крепёж слишком большими.

Горные лыжи
В горных лыжах безопасность лыжника во многом зависит от креплений. Всё сделано для того, чтобы при движении они надежно фиксировали ботинок, не давая ему съехать, но в то же время, при вероятности падения или травмы тут же расстёгивались.
Современные крепления для горнолыжных ботинок изготавливают из сверхпрочных материалов – титана, стали или высокопрочного пластика. Основные элементы крепления – это: головка крепления, пятка крепления, платформа и скистоп.
Головка крепления. Это передняя часть крепления, которая отвечает за высвобождение носка ботинка при падении лыжника – вбок и назад. Важнейшая её характеристика – эластичность. Это способность головки при коротких импульсных ударах не раскрываться, а возвращать «ушедший» ботинок на исходную позицию. Вертикальная эластичность может быть до 20 мм, боковая – до 45 мм. Кроме того, в некоторых моделях есть система Твинкам, которая позволяет ботинку смещаться в бок на половину подошвы. Если смещение происходит и дальше, головка расстёгивается, если нет – возвращает ботинок на место.
Пятка крепления. Выполняет те же функции, что и головка, только освобождает при необходимости пятку ботинка. Также имеет показатель вертикальной эластичности (до 25 мм).
По способу застегивания они делятся на:

  • застегивающиеся вручную;
  • полуавтомат – они выставляются вручную, а затем защёлкиваются при нажатии ногой;
  • автомат – крепления защёлкиваются сами при нажатии;
Выбирая крепления в магазине, было бы неплохо узнать величину срабатывания – тот показатель, при котором крепления расстегнутся. Справиться с этой задачей поможет опытный консультант или инструктор.
Платформа. Часть лыжного крепления, соединяющая головку и пятку. Основная её функция – в обеспечении лучшего контакта крепления и лыжи, в смягчении микроударов (например, на неровной трассе) и гашении вибрации. Кроме того, более высокое положение ботинка относительно скользящей поверхности и канта даёт ряд плюсов: позволяет не нарушать гибкость лыжи, способствует более удобному распределению усилий, затрачиваемых на движение и т.д.
Скистоп – это система, отвечающая за торможение лыжи при падении. Грубо говоря, стержни из металла, опускающиеся вниз по бокам от лыжи, когда ботинок высвобождается из крепления. Поэтому чтобы скистоп был эффективен, т.е. смог затормозить лыжу при ее отстегивании после падения, МирСоветов советует подбирать скистопы таким образом, чтобы ширина была больше ширины лыжи.

Очень важно первоначально выбрать наиболее подходящие лыжи, крепления и ботинки к ним. Поскольку любой дискомфорт при катании отобьет желание к дальнейшему катанию на лыжах. Но в то же время очень сложно в первый раз не сделать ни одной ошибки при выборе. Окончательное понимание того, что вам действительно нужно, придет только со временем, с опытом катания. А потому, если есть возможность, перед покупкой своего первого снаряжения, испытайте несколько различных лыж, ботинок, креплений (например, взяв напрокат или одолжив у друзей). Тогда и к покупке вы будете подготовлены не только теоретически.
В следующей статье, дабы окончательно вас подготовить, расскажем,

На сегодняшний день существуют разные виды крепления беговых лыж, среди которых можно выделить несколько основных, о которых мы расскажем вам в этой статье. Например, система NNN и NIS в основном используются опытными спортсменами, но также они доступны новичкам.

Система крепления для лыж New Nordic Norm

Система крепления для беговых лыж, сокращенно называемая NNN, была разработана норвежской компанией Rottefella. Передняя часть крепления имеет резиновые упоры, в которые упирается носковая часть ботинка в момент толчка. Жесткость этих элементов влияет на управление лыжами, поэтому для разных стилей езды применяются разные резиновые упоры.

Система NNN отличается от своего аналога SNS направляющими выступами для обуви вдоль креплений. В NNN два параллельно расположенных выступа, а в SNS всего один. У креплений New Nordic Norm скоба фиксации ботинка слегка смещена назад под пальцы, обеспечивая более четкое управление лыжами при коньковой технике езды.

Важно понимать, какие бывают виды лыжных креплений и какие ботинки к ним нужны. Среди преимуществ крепления для лыж NNN выделяют следующее:

  • богатый ассортимент ботинок;
  • наличие автоматического и ручного типов крепления;
  • имеются детские и подростковые модели;
  • отличаются удачным сочетанием стоимости и качества.

Среди недостатков систем NNN можно выделить то, что автоматические модели могут примерзать при попадании воды.

Крепления для лыж Nordic Integrated System

Данная система лыжного крепления (сокращенно ее называют NIS) была разработана в 2005 году и ее сразу стали использовать такие известные марки, как Madshus, Rossignol и Alpina. Это модернизированный вариант системы NNN, имеющий плату, закрепляемую на поверхности лыж на заводе. За счет этого обеспечивается легкая установка крепления и возможность сдвигать его в продольной плоскости. Крепления NIS совместимы с ботинками под систему NNN.

Среди преимуществ креплений Nordic Integrated System специалисты выделяют:

  • простоту установки;
  • возможность сдвигать крепление;
  • совместимость со стандартом NNN.

Лыжные крепления Salomon Nordic System

Эту систему креплений, которая сокращенно называется SNS, придумала французская компания Salomon. Ботинок фиксируется на продольной широкой направляющей, в передней части которой есть упоры из резины. За счет изменения их жесткости можно менять жесткость управления лыжами. Поэтому тем кто ищет хорошие крепления для конькового хода, стоит приглядеться к данному варианту.

Крепления SNS можно разделить на две подкатегории:

  • SNS Pilot - хороший вариант для коньковой техники езды;
  • SNS Profil - универсальный вариант, подходящий для конькового, классического или комбинированного стиля.

Эти виды крепления лыжных ботинок считаются очень надежными. С креплениями SNS работают такие известные фирмы, как Atomic, Salomon, Adidas и Spine. К их преимуществам относят:

  • хорошая прочность и надежность;
  • выпуск детских и подростковых креплений.

Данние виды креплений для беговых лых имеют и свои недостатки:

  • нужна специальная обувь;
  • используются на обрабатываемых ратраками трассах;
  • обувь, подходящая под этот тип крепления, представлена не очень большим ассортиментом.

Крепления для лыж Nordic Norm 75 mm

Рассматривая типы лыжных креплений, нельзя не рассказать о системе крепления Nordic 75, которая использовалась еще во времена СССР. В ней можно использовать фиксирующий подпятник, а одним из плюсов типа креплений лыжи 75 мм является низкий центр тяжести лыжника.

Современные системы Nordic 75 создаются из пластика, различных сплавов и композитных материалов. Среди преимуществ выделяют:

  • малая стоимость;
  • оптимальный вариант для детей (не жалко каждый год покупать новую систему).

Если Вы ищете, какие виды лыжных креплений лучше, обратите внимание на недостатки системы крепления Nordic 75:

  • на рынке представлено множество дешевых моделей низкого качества;
  • сложны в эксплуатации;
  • ботинок, подходящих под это крепление, становится все меньше;
  • неудобное разделение левого и правого крепежа.

Теперь вам известно, какие бывают крепления для лыж. Лыжники со стажем обычно отдают предпочтение системам с ручным креплением, а новичкам и любителям можно остановиться на автоматических моделях, так как они более просты в эксплуатации. Если учесть невысокие скорости движения и перепады высот, а также катание в основном по ровным трассам, случайное открывание или примерзание крепления не так опасно, как при скоростном спуске для профессиональных спортсменов.

Винты с обозначением шкал нагрузок должны соответствовать таблицам, которые прилагаются к крепежной системе. Если у вас возникли сложности при выборе, обратитесь к профессионалам или консультантам в магазине, которые всегда подскажут, какие бывают крепления для лыж.

Лыжи сегодня производят самого разного назначения – для новичков и опытных спортсменов, для бега или гор.

Соответственно, модели различаются по материалам, из которых они изготавливаются, длине и ширине и обязательно по типам креплений.

Поскольку от выбранных креплений зависит выбор лыжной обуви, а иногда требуются даже особые конструктивные решения в устройстве самих лыж, вопрос с ними следует решать в первую очередь.

Крепления ретро-стиль

Считаются устаревшими, но все еще используются крепления, известные как NN-75 . Это те устройства, что родители нынешних спортсменов привыкли именовать жесткими.

Состоят они из пластины со штырьками и прижимной скобы. Ботинки для таких креплений должны иметь соответствующие отверстия в подошве.

Такие крепления очень дешевы, но постепенно вытесняются другими конструкциями.

Утверждается, что они не позволяют использовать коньковый ход (хотя советским лыжникам-непрофессионалам это как-то удавалось). Но факт, что эта система оставляет пятку незафиксированной.

Современная мода — SNS и NNN

Наиболее распространенные сегодня типы креплений для беговых лыж называют SNS и NNN . Каждая из них требует особого типа обуви, совместимость между ними отсутствует (хотя она возможна внутри одной группы креплений).

Обе эти системы отличаются наличием вместо штырьков своеобразных направляющих (в первом случае – одного, во втором – двух), которые надежно фиксируют ногу с помощью аналогичных желобков в подошве ботинок.

Оба типа крепления различают по жесткости. Определяется она показателями резинок, в которые упирается ботинок при толчке. Их можно различать по цвету либо нанесенной числовой маркировке. Крепления SNS для конькового хода выпускают иногда со специальными пружинами вместо резинок.

Система NNN же отличается более близким к стопе (почти под пальцами) расположением фиксирующей пружины, что также облегчает перемещение «коньком».

В обоих этих типах присутствуют разновидности, застегивающиеся автоматически и требующие работы руками. Опытные спортсмены обычно выбирают SNS с ручным застегиванием (они надежнее), а новички – NNN с автоматикой (они дешевле). Крепления этих типов подходят под любой размер обуви.

Техническая новинка NIS

Еще один тип лыжных креплений для беговых лыж появился в 2005 году. Его условное обозначение – NIS . Разница здесь не в принципе фиксации ботинка, а в подходе к идее установки самих креплений на лыжах.

Их можно крепить без шурупов, очень быстро, а также передвигать вдоль лыжи. Проблема в одном – для этого годятся только лыжи, на которые фабричным способом уже установлена соответствующая платформа.

Специальной обуви в этом случае не нужно – подойдут ботинки с подошвой стандарта.

Если же спортсмен намерен делать на лыжах только первые шаги, ему лучше первое снаряжение приобретать сообразно рекомендациям консультанта-профессионала.

И не нужно стремиться немедленно купить все самое дорогое – такое оборудование предназначено для профессионалов, а новичкам подойдут совсем другие модели и конструкции.

Видео по теме креплений