Бег

Горнолыжный гигант. Слалом, гигантский слалом, скоростной спуск на лыжах

Горнолыжный гигант. Слалом, гигантский слалом, скоростной спуск на лыжах

В предыдущих разделах я уже отмечал, что техника слалома-гиганта является основой и включает в себя общие элементы техники, используемые как в слаломе, так и в скоростных дисциплинах. Именно поэтому в этой главе слалому-гиганту посвящено наибольшее количество описаний. Читателям не стоит забывать, что практически всё сказанное здесь о слаломе-гиганте в определённой мере применимо и ко всем остальным дисциплинам. Начнём рассмотрение техники слалома-гиганта с одного из ключевых элементов - ЗАКЛОНА.

2.3. Заклон - ключевой элемент современной техники слалома-гиганта

Выполнение чистых резаных поворотов слалома-гиганта - это то, к чему стремились спортсмены и тренеры в течение двух последних десятилетий. Общеизвестно, что для резания дуги поворота лыжник должен поставить лыжу на кант путем выполнения последовательности технических элементов, обычно называемой закантовкой . Также не секрет, что закантовка может быть выполнена как путем ангуляции колена и бедра, так и путем наклона или смещения тела внутрь поворота. Я назвал последний элемент заклоном , чтобы как-то отделить это движение от обычного наклона, приводящего к заваливанию внутрь поворота.

Из разговоров с тренерами в ходе работы и семинаров мне показалось, что некоторым не совсем понятны аспекты техники, позволяющие выполнять повороты слалома-гиганта наилучшим образом.

Когда и в каком сочетании использовать перечисленные выше способы закантовки? Какая техника наиболее эффективна и, в конечном счете, помогает развить наивысшую скорость? В ответе на эти вопросы кроется суть успешного обучения современной технике слалома-гиганта и всех остальных дисциплин. Я попытаюсь ответить на эти вопросы, фокусируясь на одном из ключевых элементов техники - заклоне тела .

Определение

Что же такое заклон? В широком смысле заклон - это отклонение тела лыжника от его вертикальной оси. Говоря простыми словами, это движение всего тела вперед и внутрь в направлении центра будущего поворота, как показано на рис. 2.3.1.

Чем же заклон отличается от обычного наклона всего тела (плеч и корпуса) или "заваливания внутрь", являющегося грубой технической ошибкой?

Граница между этими, схожими по виду движениями визуально может быть весьма расплывчата, и лишь один нюанс действительно создает значительное отличие. При заклоне спортсмен держит бедра и плечи выровненными - параллельными друг другу (как показано красными линиями на рис. 2.3.1). Иными словами, при смещении внутрь поворота плечи и корпус движутся одновременно . Это хорошо видно на фотографиях (фото 2.3.2 и 2.3.3).

На этих кинограммах показаны швейцарец Дидье Куше и финн Сэмп Ютила. Оба спортсмена сняты при выполнении одного и того же поворота на трассе слалома-гиганта на этапе Кубка мира в Бивер Крик (США). Можно легко заметить, что оба спортсмена выполняют одинаковый комплекс движений, приводящий к закантовке и, в конечном итоге, к повороту. Заклон является первой частью данного комплекса, проиллюстрированной первыми тремя кадрами на приведённых здесь кинограммах.

Говоря о заклоне, нужно сразу отметить, что если плечи начинают опережать тело при смещении, то на место правильному заклону приходит заваливание внутрь поворота. Бедра при заклоне остаются почти в одном плане с лыжами в начале поворота (направлены туда же, куда и носки лыж). Они слегка "открываются", разворачиваются при пересечении линии падения склона в завершающей фазе закрытой дуги. Более детально это показано на фотографиях. Угол закантовки внешней лыжи создается в основном за счет распрямления внешней ноги (практически без ангуляции колена) и сгибания внутренней ноги. Внешняя нога выпрямляется, но не до запирания в суставе. Небольшой изгиб в колене позволяет поддерживать максимальный контакт канта внешней лыжи со склоном за счёт корректировки изменений давления связанных с неровностями поверхности склона.

Фото 2.3.2 Дидье Куше

Фото 2.3.3 Сэми Ютила

Нужно отметить, что минимальная ангуляция качена внешней ноги иногда используется, но не для создания угла закантовки, а лишь для его точного контроля. Даже незначительное опрокидывание плеч внутрь поворота может вызвать перенос большей части веса на внутреннюю лыжу в начале поворота, что в результате приведет к проскальзыванию лыж. Несколько больший необходимого заклон или слишком резкое его выполнение приведет к чрезмерной загрузке внутренней лыжи и к падению внутрь поворота. Заклон, выполненный своевременно и чётко, - это весьма сложный навык, для мастерского овладения которым требуется время и определённый километраж. Чтобы понять, почему этот элемент появился и стал одной из важных составляющих современной техники слалома-гиганта, обратимся к основам этой дисциплины.

Слалом - один из самых доступных видов горнолыжного спорта, благодаря тому, что склоны для него нужны маленькие, в 100 метров, существующие практически во всех городах или поселках. Именно этот факт делает слалом очень популярным. Давайте поподробнее узнаем про данный вид спорта.

В большом спорте слалом устанавливает высокую планку насчет умений слаломиста. Уровень нагрузок слалома можно отнести к упражнениям высокой нагрузки.

Есть распространенное мнение, что для занятий слаломом отлично подойдет человек высокого роста и с небольшим весом. У слаломиста должна быть отличная реакция, развитые мышцы, взрывная сила, чувство равновесия.

Примерная схема занятий слаломом такая:

  • Этап 1. Изучение ограниченной территории, которой спортсмен располагает при спуске по слаломной трассе, выбор дороги между воротам.
  • Этап 2. Избавление от технических недочетов. Технику поворотов нужно совершенствовать.
  • Этап 3. Нужно работать над увеличением скорости и совершенствованием мастерства.
  • Этап 4. Cоревновательная практика, сопровождающаяся прогрессом спортивного мастерства в условиях сложных учебно-тренировочных занятий.

Увеличение скорости преодоления трассы - это результат работы над техникой. Техника и скорость - взаимосвязаны. Более заметны различия в поведении быстро двигающегося спортсмена среди пешеходов.

В зависимости от того какая скорость бега, он резко убирает плечо, выдвигая вперед при совершении маневра обгона. Скорость принуждает к использующего соответствующего маневра, а идеальное владение маневром увеличивает скорость.

Помимо техники есть обстоятельства увеличения скорости преодоления трасс. Усовершенствование состояния снегового покрова с использованием механизмов, установка «падающих древков», воды и снежного цемента, усовершенствование общей физической подготовки спортсмена, усовершенствование инвентаря - увеличивает скорость.

Но, какими бы ни были лыжи, самым нужным критерием успешного выступления в соревнованиях является навык скольжения и свободного управлениями ими. Учитывая индивидуальные характеристики техники горнолыжника, вид лыж может быть совершенно разнообразным, в носке или пятке могут быть гибкими или жесткими, иметь различный весовой прогиб.

Сходства материальной техники и техники спортивной - скоростной запас. Так закрывается круг: инвентарь - техника - скорость. Одновременно происходит усовершенствование техники поворотов, усовершенствование в принципах разметки трасс.

Получается, что все идет по одной последовательности развития слалома: улучшение инвентаря - улучшение техники - изменения в разметке трасс - увеличение скорости. Конкретная трасса нуждается в соответствующей технике ее преодоления, а новая техника поворотов заставляет делать трассы, подходящие соответствующей техники.

Спортсмен должен иметь хорошую зрительную память, перед стартом необходимо запоминать нахождение ворот и состояние снега на различных участках, что поможет установить скорость движения. Запоминание пути отвлекает слаломиста от размышления о потенциальных ошибках, а все это будет сковывать его действия. Именно поэтому спортсменам нельзя никогда отвлекаться и отвлекаться.

Различия между лыжами есть в геометрии лыж. Слаломная лыжа представляет собой лыжу с широкой пяткой и носком, а также узкой талией. Такая лыжа более маневренная, потому то радиус поворота у нее маленький.

В слаломе вешки близко расположены и зачастую нужно делать короткие и частые повороты. Поэтому, если вам хочется выполнять частые и короткие повороты, то лыжи стоит выбрать для слалома.

Отнеситесь к выбору лыж со всей внимательностью и осторожностью. Вопрос очень просто для профессионального лыжника, а вот для новичка он может вызвать значительные затруднения, а выбирать лыжи нужно правильно.

Итак, начнем со специального костюма. Комбинезон должен быть эластичным и минимально полностью облегать тело слаломиста, это уменьшает сопротивление воздуха.

Комбинезон должен быть определённой продуваемости, чтобы все было компенсированно. Поэтому комбинезоны, применяемые для всех видов кроме специального слалома, нужно предоставить специально обученному человеку, который с помощью специальной машины установит уровень их продуваемости в пяти точках и установит необходимую пронумерованную металлическую пломбу в области голени, подтверждающую, что комбинезон прошел необходимую проверку и человек может участвовать в нем на соревнованиях.

Костюмы для слалома - немного необычные. Они минимальной продуваемости, что не позволяет спортсмену замерзнуть. А еще у них есть поролоновая защита от падений и возникновения ушибов на руках и ногах. Риск продуваемости очень низок - это не позволяет человеку замёрзнуть. Костюмы сделаны из 2 частей. Сделаны они из штанов с поясом, придерживающим спину.

Под комбинезон надевается пластиковая защита следующих разновидностей:

Посмотрите также видео-урок обучения карвингу на горных лыжах:

Тоже интересно

Соревнования в горнолыжном спорте проводятся по следующим видам: слалому, слалому-гиганту, супергиганту, скоростному спуску и специальному скоростному спуску. Кроме того, горнолыжники соревнуются по двоеборью (слалом-скоростной спуск и слалом-гигант - скоростной спуск), по троеборью (слалом - слалом-гигант - скоростной спуск) и по параллельному слалому. Спортсмены выступают на различных трассах без предварительного их опробования (кроме состязаний по скоростному спуску).

Слалом - спуск с горы на скорость с прохождением расставленных на склоне искусственных препятствий в виде ворот, обозначенных флагами. Перепад высот и длина трассы у мужчин соответственно не менее 150 и 450 метров, у женщин - 130 и 400. Снег на склоне должен быть утрамбован. Всегда размечают две трассы, на которых устанавливаются в различной комбинации ворота и фигуры. В среднем через каждые 10 метров трассы устанавливают ворота шириной 3,2-4 метра. Минимальное расстояние между двумя воротами-0,75 метра, максимальное - 15. Ворота состоят из двух древков одного цвета - голубого или красного. Цвет ворот чередуют.

Результат спортсмена и его место в соревнованиях определяются по сумме времени прохождения двух трасс. Порядок старта определяют жеребьевкой внутри групп. Для распределения участников по группам используют классификационные списки, в которых указывается количество очков, определяющее уровень мастерства горнолыжника. Число участников в каждой группе не должно превышать 15. Спортсмены сильнейшей группы стартуют первыми. Порядок старта в первой и второй попытках определяется правилами и положением о соревнованиях.

Слалом является прикладным видом спорта. Он развивает у лыжника навыки, необходимые ему при движении по пересеченной и горной местности в спортивных, бытовых или военных условиях.

Слалом-гигант - спуск с горы на скорость с преодолением ворот, но, в отличие от слалома перепад высот должен быть не менее 250 метров, длина трассы - не менее 1000 метров и с более редкой расстановкой ворот. Соревнования проводятся на двух трассах.

На трассах слалома-гиганта устанавливают ворота из двойных древков с флагами (0,75X0,50 метра). Ширина ворот - 4-8 метров, количество-не менее 30. Для закрытых ворот флаг имеет ширину 0,3 метра. Цвета ворот чередуются - красные, голубые, желательно с белой диагональной полосой. Результат определяют по сумме времени двух попыток. Порядок старта такой же, как и в слаломе.

Трассы соревнований выбирают на склонах с разнообразным рельефом (буграми, спадами, контруклонами) с таким расчетом, чтобы средняя скорость для мужчин составляла 60-65 км/ч, а для женщин - 50-55 км/ч.

Руководство ФИС для повышения интереса горнолыжников к многоборью ввело в соревнования на Кубок мира новый вид - супергигант , в котором соединены элементы слалома-гиганта и скоростного спуска. Состязания проводятся на одной трассе. Трасса протяженностью 2,5-3 километра должна иметь перепад высот 500-600 метров, проходить по пересеченной местности, включать в себя почти все технические сложности гигантского слалома и скорости почти как в скоростном спуске. Сильнейшие горнолыжники мира скептически отнеслись к новому виду соревнований. «Это адский вид, который может выдержать только робот с железными ногами» - так сказали о супергиганте лучшие горнолыжники Австрии и Канады. И тем не менее с 1987 г. супергигант вошел в программу чемпионатов мира.

Впервые соревнования по супергиганту были проведены в 1983 г. в курортном местечке Италии Мадонна де Кампильо. Победителем стал итальянец М. Маир. Наши горнолыжники показали довольно посредственные результаты. Так, А. Жиров занял 31-е место, А. Кострома - 49-е, В. Андреев - 52-е, В. Макеев -58-е, И. Юдин -64-е.

Успеха в супергиганте обычно добиваются те горнолыжники, которые показывают высокие результаты в слаломе и скоростном спуске.

Слалом-гигант по праву считается самой технически-сложной дисциплиной горнолыжного спорта. Лучшие спортсмены в гиганте должны демонстрировать быстроту слаломистов и ведение дуги на скорости, присущее спусковикам. Именно поэтому при подготовке спортсменов и, особенно юниоров, рекомендуется посвящать слалому-гиганту около 70% общего тренировочного объёма. Мы много говорим об этом на тренерских семинарах. Однако, просто время проведённое на длинных гигантских лыжах, ничего не даёт. Важен именно правильный подход к постановке техники.

Как показывает опыт, сразу начать вырезать весьма круглые повороты, даже отдалённо напоминающие те, что демонстрирует Калле Палландер на трассе гиганта Кубка Мира в большинстве случаев не получается.

Вместо того чтобы вырезать дугу подобную этой (оставленной серебрянной медалистокой в гиганте в сезоне 2007/08 итальянокой Мануэлой Мёльг на тренировке перед чемпионатом мира),


Фото автора

юниоры зачастую или просто проскальзывают боком, или вырезают очень отлогие дуги вдоль склона. Ни один из этих вариантов выполнения поворотов не работает даже в простой трассе и не приближает их к настоящим поворотам слалома-гиганта.

Каков же выход из положения?

В этой статье я поделюсь методикой постановки техники правильных поворотов. Эта методика основана на сочетании двух упражнений представляющих экстримальные варианты выполнения поворотов – поворота с чистым резанием и поворота с проскальзыванием по всей дуге.

Прежде чем переходить непосредственно к методике, разберёмся, в чём же проблема спортсменов, которые или режут вдоль склона, или наоборот – сбрасывают лыжи боком. Как правило, проблема в обоих случаях одна и таже. Спортсмен просто ставит лыжи на канты и стоит на них, вырезая дуги заданные радиусом лыжи. Это весьма статичное катание, состоящее из «запертого» положения с одной и с другой стороны, думаю, всем знакомо. Ноги практически не сгибаются между дугами и не разгибаются к началу нового поворота. Поэтому, как только склон становится чуть круче или трасса требует выполнения менее отлогого поворота, лыжи просто сбрасываются и пихаются боком. Основная причина такого катания в отсутствии правильной работы ног и в неправильной механике закантовки.

Я предлагаю решать каждую из этих проблем отдельно. В частности, выполнять следующие упражнения: динамичные отлогие повороты вдоль линии падения склона для постановки правильного смещения для закантовки лыж и предельно круглые повороты с плавным проскальзыванием лыж по всей дуге поворота для постановки продвижения и сгибания-разгибания ног. Далее, наработанные отдельно в упражнениях технические навыки постепенно складываются в технику настоящих поворотов слалома-гиганта.

Остановимся детально на первом упражнении — отлогих поворотах, также названных банан-поворотами.


Фото Лев Ахсанов

На данной фотографии автор демонстрирует банан-поворот. Полагаю, что посмотрев на форму оставленной дуги сомнений в точности данного названия ни у кого не возникнет. Банан-повороты практикуются обычно на относительно пологом склоне. Так как банан-поворот занимает очень мало времени и выполняется практически в линии падения на высокой скорости, он позволяет спортсмену выполнять именно правильную закантовку лыж за счёт смещения внутрь дуги просто путём выпрямления внешней ноги и сгибания внутренней. Динамика при этом максимальна, и у спортсмена нет времени на то, чтобы прочувствовать сгибание ног между дугами и выполнить акцентированное выпрямление в верхней части дуги. Это вполе явно видно и на этой раскадровке банан-поворота:


Фото Лев Ахсанов

Данная демонстрация банан-поворотов сделана камерой производящей 10 кадров в секунду. Нетрудно подсчитать, что за секунду лыжник выполнил два поворота. Естественно, что кроме смещения и закантовки в таком экстремальном ритме весьма сложно ставить и другие необходимые движения. Так попытки поставить работу ног и продвижение вперёд между дугами в режиме банан-поворотов будут скорее всего безуспешными. Более того, в банан-поворотах, как правило, возникают проблемы с перецентровкой, и спортсмены начинают «терять» носок внешней лыжи.

Поэтому, вместо закатывания ошибок неизбежно проявляющихся в банан-поворотах, я рекомендую переходить к другому упражнению — максимально круглым поворотам, часто называемым тренерами S-поворотами. S-поворот — это круглый закрытый поворот, в котором лыжи плавно проскальзывают по всей дуге, как это демонстрирует автор на фото ниже:


Фото Лев Ахсанов

Полагаю что, как и в случае с банан-поворотом, в правильности названия этого упражнения сомнений не возникает. На данной раскадровке лыжник выполняет поворот на весьма крутом склоне. Именно на склонах средней крутизны и на крутых склонах рекомендуется работать над S-поворотами. Для чего же они нужны? Прежде всего, для того чтобы без скорости, как бы в замедленном темпе, прочувствовать все необходимые движения ускользающие как в обычных, так и в банан-поворотах. Данная раскадровка сделана той же камерой дающей 10 кадров в секунду. Полагаю, нетрудно подсчитать, что один S-поворот занимает около 2-х секунд. При этом фаза перехода из одной дуги в дуругую занимает более пол-секунды. Этого времени достаточно, чтобы явно согнуть и разогнуть ноги и выпрямиться для входа в поворот.

Рисунок движения в S-повороте должен быть утрированным в плане разгибания и продвижения внутрь дуги, как показано на более крупном плане раскадровки ниже:



Фото Лев Ахсанов

В представленном здесь S-повороте присутствует практически полный биомеханический цикл движений необходимых в повороте слалома-гиганта. Однако, всё происходит на медленной скорости, с закантовкой, но без резания дуги поворота. Надеюсь, что на этой раскадровке явно видно выпрямление внутрь дуги. При этом лыжи плавно проскальзывают, идя на кантах. Именно плавность в выполнении длинной и круглой дуги представляет сложность для многих юниоров, привыкших резать почти прямые дуги выполняемые просто закантовкой лыжи и использованием её бокового выреза.

Как правило, такие спортсмены сводят S-повороты к вращению лыж и к зигзагам. Котнтроль скорости и удерживание формы дуги тоже является проблемой. Сложность представляет и переход из одной медленной дуги в другую, так как без скорости лыжи почти не проходят под телом. Поэтому важно чтобы ноги разгибались немного вверх и вперёд (внутрь дуги) как это происходит при входе в поворот на этом фрагменте раскадровке S-поворота:



Фото Лев Ахсанов

Не смотря на то, что S-повороты выполняются относительно медленно, следует избегать каких-либо статичных положений. В этом упражнении очень важны постоянное движение и плавность. Надеюсь, это явно видно из приведённой выше раскадровки, так как положение лыжника на каждом кадре отличается от предыдущего.

Тем не менее, в S-поворотах может нарабатываться как движение вверх, так и излишнее следование корпуса за лыжами. Чтобы не «закатывать» эти не совсем правильные движения, я предлагаю использовать S-повороты с односторонним двойным уколом как показано на этой раскадровке:



Фото Георгий Дубенецкий

Двойной укол создаёт правильное положение корпуса и добавляет к разгибанию вверх более явное продвижение вперёд и внутрь дуги. Естественно, что переходить к S-поворотам с двойным уколом следует только когда достигнута форма и определённая плавность в обычных S-поворотах с одиночным уколом.

Далее встаёт вопрос о том, как правильно использовать эти два ключевых типа поворотов. С одной стороны мы имеем банан-поворот – макисимум динамики, смещение, закантовка и резание короткой отлогой дуги. При этом спортсмен испытывает минимум контроля за своими движениями. Основной задачей является почувствовать закантовку лыж в динамике за счёт смещения внутрь будущей дуги. Никакого акцента на переход между дугами не делается. Для этого используется S-поворот, в котором лыжник фокусируется на сгибании ног между дугами, продвижении и выпрямлении при минимальной динамике.

Безусловно, в S-поворотах неизбежно нарабатывается статичность и пропадает ощущение «чистого» канта. В банан-поворотах есть ощущение закантовки, но нет элементов для перехода из дуги в дугу, необходимых в настоящих поворотах. Поэтому я бы не рекомендовал злоупотреблять каждым из этих упражнений. Вместо этого я всегда чередую работу в режиме банан-повротов и S-поворотов. Так же я часто возращаюсь к этим упражнениям, когда у спортсмена возникают проблемы с поворотами слалома-гиганта. Например, если пропадает работа ног и продвижение, я делаю S-повороты или необходимые упражнения в режиме S-поворотов. Если же спортсмен теряет чувство кантов и динамику, я возвращаюсь к банан-поворотам. Естественно, что при этом важна правильная крутизна склона.

Хочу отметить, что предложенная методика работает и на лыжах для супер-гиганта. На слаломных лыжах она тоже работает, но возникает много проблем с наработкой совершенно неправильных движений. Именно поэтому я рекомендую выполнять всё это на лыжах для гиганта, а создав хорший поворот слалома-гиганта, его легко перенести и на слалом и на супер-гигант. Надеюсь что грамотное сочетание банан-поворотов и S-поворотов принесёт всем успех и хорошие повороты.

Фото Лев Ахсанов
Монтаж Галина Ахсанова
Фото и монтаж Георгий Дубенецкий

Слалом-гигант занимает некую середину между скоростным спуском и специальным слаломом. Его обычные параметры - длина трассы 1000-1500 метров, средняя скорость 60-70 км/час, продолжительность одного спуска около 100 сек. Крутизна дуг меньше слаломных примерно в полтора-два раза, продолжительность скольжения в каждом повороте значительно дольше, общая нагрузка также превышает слаломную. Ворота шириной 6-8 метров обозначены спаренными древками, связанными одним флагом (будучи сбитыми, они иногда запутываются в ногах и могут доставить массу неприятностей). Учитывая это, столкновения с древками на трассе слалома-гиганта нежелательны. В отличие от специального слалома их умышленно почти никогда не сбивают, позволяя себе лишь отклонить древко скользящим касанием внутреннего плеча. Все это накладывает отпечаток на технику и тактику слалома-гиганта.

В технике поворотов преобладает стремление к плоскорезаному скольжению с максимальной загрузкой внешней лыжи и врезанием канта в твердый снег или скольжением по контруклонам разбитой трассы. Здесь чаще, чем в слаломе, удается осуществить чисто резаный поворот с плоскорезаным скольжением в сопряжении дуг (рис. 89).

Рис. 89. Резаный поворот с максимальной загрузкой внешней лыжи по всей дуге и энергичным отталкиванием от нее

Подобно тому как опора на верхнюю лыжу в косом спуске считается ошибкой, так и опора на внутреннюю лыжу в повороте также нежелательна, так как внутренняя нога больше согнута и, следовательно, может нести меньшую нагрузку и быстрее утомляется. Однако следует учитывать, что длительная загрузка внутреннего канта внешней лыжи связана иногда с ослаблением сцепления лыж со снегом, для его усиления колено смещают внутрь поворота, осуществляя боковой прогиб, отчего бедро и голень оказываются не в одной плоскости. Вследствие этого снижаются функциональные возможности боковых связок коленного сустава и число травм коленей возрастает.

Если позволяет обстановка на трассе, выгодны коньковые отталкивания с широкой амплитудой бокового шага, что возможно только в глубоком приседании на внутренней ноге. Поэтому спортсмен должен обладать чувством меры во всех своих действиях и отдавать предпочтение наиболее выгодным из них (рис. 90). В слаломе-гиганте не последнюю роль играют силовая подготовка и выносливость, дающие возможность быть активным от старта до самого финиша.


Рис. 90. Чистоты скольжения добиваются уменьшением кривизны поворотов: 1 - обычные повороты с боковым проскальзыванием; 2 - чрезмерное спрямление основной фазы приводит к торможению в сопряжениях; 3 - теоретически возможный путь по прямым отрезкам; 4 - длинные дуги с плоскорезаным скольжением; 5 - резаные повороты с боковым шагом в сопряжениях

Способность к действию на лыжах - это не пассивное сидение в низкой стойке с предельно согнутыми суставами, которые слабее передают давление на ведущую лыжу и способны выдерживать меньшую нагрузку. Сгибание суставов неизбежно, но оно обусловливает и дополнительную нагрузку на мышцы и связки. Слишком сильно согнутой ногой трудно быстро и мощно оттолкнуться. Поэтому, чтобы не оказаться в малоприятной ситуации «расклинивания» в положении ножниц, нужно своевременное и сильное выдавливание вперед-вверх, иначе можно застрять на внутренней лыже в задней стойке.

Молодые лыжники, слабо подготовленные физически и технически, часто оказываются в подобной ситуации и в подседе на внутренней лыже вылетают с трассы. Однако это не должно быть аргументом против «пересадки» с внешней лыжи на внутреннюю, цель которой заключается в том, чтобы перенести тело на более высокую траекторию, а также обеспечить стабильность скорости в процессе отталкивания и скольжения внешней лыжи по более крутому «косому спуску». И чем ближе окончание поворота к траверсу, тем ощутимее преимущество этого приема, которым неоднократно пользовались олимпийские чемпионы 1984 года Дебби Армстронг (рис. 91) и Макс Жулен (рис. 92).


Рис. 91. Олимпийская чемпионка 1984 г. Дебби Армстронг


Рис. 92. Олимпийский чемпион 1984 г. Макс Жулен

Совершенствуя технику конькового отталкивания, надо чутко улавливать его продолжительность, особенно начало и конец. Если спортсмен рано «раскроется» в ножницах, то получится торможение; если же он дольше, чем нужно, задержится на внешней лыже, она окажется повернутой на слишком большой угол, и может появиться боковая вибрация и соскальзывание. Чувство времени и резкости отталкивания вырабатывается в многократных повторениях. Для большей активности и маневренности в гиганте выгоднее совершать повороты на полусогнутых ногах, дольше сохраняющих способность выдерживать большие нагрузки.

Иногда перенос веса тела с внешней лыжи на внутреннюю по продолжительности занимает всю вторую половину поворота. Таким образом, к концу его внешняя лыжа не несет почти никакой нагрузки, что говорит об отсутствии акцента в отталкивании (рис. 93). На рис. 89 и 93 показаны типичные повороты в слаломе-гиганте С использованием конькового шага. Каждый из них имеет свои особенности, зависящие от крутизны склона, кривизны и скорости движения, а также от состояния снега. Коньковый шаг с широким углом расхождения лыж чаще используется на крутых дугах спортсменами, обладающими сильными ногами. Этот прием требует исключительной агрессивности и удвоенного внимания при подтягивании носка внешней лыжи, чтобы не зацепить им за древко ниже стоящего флага. Дуга, по которой скользит внешняя лыжа, может быть постоянной кривизны, уменьшающейся или возрастающей к концу, напоминая подхлест. Последний прием обычно используется в случаях угрозы «ускользания» опоры, а также при необходимости более высокого захода в следующий поворот.

Продолжительность основной фазы скольжения в поворотах слалома-гиганта заставляет относиться с особым вниманием к стойке лыжника. На рис. 94 последовательно показаны пять поз горнолыжника. Поворот налево выполняется им на относительно пологом участке склона с перегибом в середине дуги, что потребовало от него дополнительного сгибания ног (фиг. 2). С выходом на крутой участок спортсмен увеличил наклон вперед, его стойку отличает свободное положение рук, вынос их вперед с легким, маятниковым движением палок, заканчивающимся обычно кратковременным уколом (в данном случае без него). Общий рисунок верхней части тела во всех позах почти одинаков и производит впечатление закрытой стойки. Но это и есть особенность современной техники поворота в слаломе-гиганте - без ярко выраженного бокового сгибания в пояснично-тазовой области, на почти выпрямленной внешней ноге, при резаном скольжении. Это то общее, что сейчас присуще всем сильнейшим горнолыжникам мира. При отталкивании (фиг. 3) он переносит вес тела одновременно с шагом с внешней на выдвинутую вперед левую лыжу. Подтягивание внешней лыжи начинает с отрыва носка, для этого оканчивает толчок через пятку, но без подседа. В результате на фиг. 3 и 4 он оказывается в лучшем положении, вполне контролируя свое тело и лыжи. Продолжая какой-то момент скользить на внешнем канте левой лыжи, постепенно перекантовывает ее на внутреннее ребро - таким образом в сопряжении дуг (фиг. 4 и 5) осуществляет полный цикл плоскорезаного скольжения.


Рис. 93. Резаный поворот с широким отведением внешней лыжи и мягкой пересадкой на внутреннюю


Рис. 94. Типичное исполнение поворотов в слаломе-гиганте


Рис. 95. Криста Кинсхофер отличается хорошим стилем и изяществом прохождения трасс

В заключение разговора о технике слалома-гиганта проанализируем кинограмму сопряжения двух обычных поворотов в исполнении спортсменки Кристины Кинсхофер (ФРГ) (рис. 95). Заканчивая на прогнутой внешней лыже первый резаный поворот (фиг. 1), она плоскорезаным скольжением переходит во второй (2), начинает резаный поворот налево, сохраняя наклон вперед в основной фазе (4). В конце дуги она, сохраняя основную стойку, давлением через каблук усиливает прогибание задника внешней лыжи и, завершая «пересадку» на левую лыжу, с носка подтянет к ней правую. На фиг. 5 ясно видно, что носок правой лыжи уже находится в воздухе, в то время как пятка еще «режет» дугу. Что касается положений туловища и рук с палками, то они соответствуют общей схеме и похожи на ту, какую мы видели на рис. 94: переход из одного поворота в другой происходит без укола палкой, стойка открытая - туловище в основном фронтально движению, ворота проходятся без касания древков. Аналогичные стойки мы видим на рис. 110, а и 110,6 у олимпийских чемпионов 1984 года.

Что касается тактики прохождения трасс слалома-гиганта, то с переходом к укороченным трассам и определению результатов по сумме двух попыток она стала значительно ближе к слаломной. Уплотненная расстановка ворот, возросший риск при двукратном прохождении, почти двойная продолжительность соревнований, проводящихся в один день, - все это дает значительную физическую и, главное, психическую нагрузку. В этой связи особое значение приобретает волевая подготовка спортсмена.

На тактике спуска существенно сказывается крутизна склона, так как на длинных дугах слалома-гиганта очень легко «перебрать» скорость и не вписаться в оптимальную траекторию. Оптимальной мы называем такую траекторию, скольжение по которой дает наилучший результат при данном уровне технического мастерства, спортивной формы, которыми обладает слаломист на сегодняшний день. Таким образом, этот термин носит собирательный характер, учитывающий и стабильность спуска.

Стабильность спуска при двух попытках является немаловажным фактором. Она во многом определяется надежностью технической и психологической подготовки спортсмена и его умением чувствовать оптимальную скорость.

Оптимум скорости, оптимум траектории, оптимум риска, оптимум технической и волевой подготовленности суть слагаемые спортивной формы горнолыжника.