Ходьба

Федерация спортивного ориентирования республики тыва. Спортивное ориентирование Спортивное ориентирование что нужно знать

Федерация спортивного ориентирования республики тыва. Спортивное ориентирование Спортивное ориентирование что нужно знать

Ориентирование на местности — один из самых молодых видов спорта в нашей стране, который за последние годы завоевывает все большую популярность среди молодежи. В этом виде спорта работа с картой и компасом регламентируется очень малым временем, считанными минутами и секундами. Спортивное ориентирование — это стремительный, эмоциональный вид кросса по незнакомой местности, связанной с определенной физической нагрузкой, хитроумной тактикой и многочисленными техническими приемами. Обстановка соревнований в какой-то степени напоминает ситуацию, в которую попадает разведчик, действующий в тылу врага.

Надо уметь быстро ориентироваться в непрерывно изменяющихся условиях. Самостоятельность в принятии решения в этих условиях играет первостепенную роль. И, конечно, огромное значение приобретает быстрота, с которой эти решения принимаются. Эти качества трудно воспитать на обычных практических занятиях по топографии. Они приобретаются только в соревнованиях по ориентированию на местности.

Военно-прикладное значение этого вида спорта послужило основной причиной включения его в комплекс «Готов к защите Родины» в качестве одного из видов по выбору. Для проведения соревнований по ориентированию на местности не требуются стадионы, спортивные залы и площадки, дорогостоящее оборудование и инвентарь. Ареной для этого интереснейшего вида спорта может служить любой участок леса, даже городской парк, размеры которого должны быть не менее 3X3 км. Эти соревнования могут проводиться днем и ночью, зимой и летом, весной и осенью, пешком и на лыжах, на лодках и велосипедах, на мотоциклах и автомобилях.

Откуда же зародился этот вид соревнований? Каково его будущее?

Официальной родиной спортивного ориентирования считается Норвегия, где еще в 1897 году спортивное общество «Турнференинг» устроило первое состязание. В последующие годы инициативу в развитии этого вида спорта перехватили шведы и финны. В Швеции в 1938* году была организована первая в мире национальная федерация — Союз ориентировочного спорта. В остальных скандинавских странах бег с картой и компасом получил признание в 30-х годах нынешнего столетия, а национальные руководящие органы были созданы только после второй мировой войны. В эти же годы шведский, финский, норвежский и датский союзы объединились в Совет спортивного ориентирования северных стран («НОРД»). После этого спортивным ориентированием начали увлекаться жители европейских государств: Венгрии, ГДР, Чехословакии, Болгарии, Румынии. Правила соревнований в каждой стране существенно отличались друг от друга, и, чтобы выработать единые положения, в 1958 году была созвана Международная конференция социалистических стран в Будапеште. Год спустя по инициативе шведской федерации состоялось совещание с участием представителей всех стран Европейского континента, культивирующих у себя спортивное ориентирование. В итоге в 1961 году была создана Международная федерация ориентирования (МОФ), в которую вошло 10 стран: Болгария, Венгрия, ГДР, Дания, Норвегия, ФРГ, Финляндия, Чехословакия, Швеция и Швейцария. На последующих конгрессах, которые проводились через каждые два года, в число членов федерации были приняты: Австрия, Польша, Англия, Бельгия, Канада и Япония.

Кроме этих 16 стран, имеются сведения о проведении соревнований по спортивному ориентированию в таких странах, как США, Франция, Чили, Израиль, Югославия, Румыния, Голландия, Австралия, Новая Зеландия, Люксембург и Камерун.

Международная федерация по спортивному ориентированию организовала три чемпионата мира, в которых приняли участие пока только европейские страны. Результаты мировых чемпионатов показали значительное превосходство скандинавских спортсменов.

У нас спортивное ориентирование только начинает делать свои первые шаги. 28 декабря 1967 года президиум Центрального совета по туризму ВЦСПС принял постановление, в котором обязал все свои организации установить тесный контакт с комитетами ДОСААФ и оказывать им помощь в подготовке и проведении соревнований по ориентированию на местности.

Сейчас практически нет такой республики, области, города, где не проводились бы соревнования по спортивному ориентированию. Сильнейшие команды ежегодно участвуют во всесоюзных первенствах, зональных соревнованиях и матчевых встречах.

Какими же навыками должен обладать спортсмен для того, чтобы он мог принять участие в соревнованиях по спортивному ориентированию? Прежде всего основой успеха в соревнованиях является совершенная техника ориентирования, потом правильная тактика, отличные физические качества и, как всегда, высокая моральная подготовка. Спортсмен должен овладеть практическими навыками техники ориентирования, которые включают:

— измерение расстояний (на местности и на карте);

— владение компасом и движение по азимуту;

— чтение карты;

— «память карты» и наблюдательность;

— сличение карты с местностью;

— выбор рационального маршрута движения.

Какие виды соревнований применяются для спортивного ориентирования вд местности? Таких видов правилами предусмотрено три: ориентирование в заданном направлении, ориентирование по маркировочной трассе и ориентирование по выбору.

Сущность ориентирования в заданном направлении заключается в том, что участники должны в кратчайшее время отыскать на местности определенное число контрольных пунктов (КП), нанесенных на карту и обозначенных порядковыми номерами. Результаты соревнования определяются по времени, затраченному спортсменом на прохождение дистанции. Порядок прохождения КП задан на карте и должен соблюдаться неукоснительно. Отсюда и название соревнования — ориентирование в заданном направлении. Участник, нарушивший порядок прохождения КП, снимается с соревнований.

Соревнования проводятся следующим образом. Участники стартуют по одному, с интервалом, как правило, в одну минуту. От старта до пункта выдачи карт (К) участник бежит по размеченной дистанции. Длина этого участка колеблется от 100 до 500 м. На пункте выдачи карт участник получает топографическую карту местности масштаба 1:25 000 (или 1:50000), на которую должен нанести местоположение КП и финиша, пользуясь выставленной здесь картой-образцом. Контрольные пункты обозначаются на карте кружком с точкой, точно указывающей их расположение на местности. Арабская цифра, написанная рядом с кружком, указывает номер КП, Финиш обычно совмещается со стартом, при этом дистанция чаще всего имеет форму замкнутого кольца. По правилам длина дистанции для юношей 19—21 года может колебаться от 6 до 12 км с 4—10 контрольными пунктами. Это расстояние получается при измерении по карте (по прямой линии) от пункта до пункта. В действительности спортсмен пробегает гораздо большее расстояние, даже если он и не ошибается.

На местности контрольный пункт представляет собой красно-белый матерчатый знак в форме призмы или цилиндра, снабженный табличкой с номером КП. Здесь же находится судья — контролер, который ведет в протоколе КП учет спортсменов, нашедших этот контрольный пункт , при этом записывается номер участника и астрономическое время прохождения данного пункта. Участник, придя на КП, делает отметку на своей карте резиновым штампом, подвешенным к этой призме.

Контрольные пункты ставятся около ориентиров, имеющихся как на местности, так и на карте. Такими ориентирами («привязками») могут быть поляны или вырубка в лесу, озеро или болото, слияние ручьев или развилка оврага, холм или яма и т. п. Изучая карту во время соревнования, спортсмен должен продумать наиболее рациональный путь от одного КП к другому, который далеко не всегда бывает самым коротким, так как имеется несколько вариантов обхода препятствий (справа, слева), или использования хороших дорог и заметных ориентиров и т. д.

Чтобы соревнования не продолжались бесконечно долго, устанавливается контрольное время, которое колеблется в зависимости от возраста и подготовки участников и других факторов. Для новичков призывного возраста контрольное время определяется из расчета 20 минут на один километр дистанции. Участник, превышающий контрольное время, с соревнований снимается.

Второй вид соревнований называется ориентирование на маркированной трассе. Эти соревнования чаще всего проводятся зимой. Летом их организуют в основном для начинающих, так как в этих условиях возможность заблудиться маловероятна.

Сущность этого соревнования заключается в том, что участники должны пройти дистанцию, маркированную подобно лыжной. На трассе, в местах, неизвестных спортсменам, устанавливаются контрольные пункты. Ориентиров-щики получают карту, на которой отмечен только пункт выдачи карт (старт) и финиш. Трасса на карту не наносится. Спортсмен должен пробежать маркированную дистанцию, определить место своего нахождения и всех встречающихся на его пути КП и нанести их местонахождение на свою карту, прокалывая ее иглой в соответствующих точках. Результаты соревнований определяются по времени прохождения дистанции плюс штрафное время за неточное нанесение на карту местоположения КП. За ошибку в 1 мм при нанесении прокола на карту от истинного положения КП начисляют 1 м штрафного времени.

Особенность этого вида соревнований по сравнению с предыдущим состоит в том, что ориентировщик на протяжении всего бега должен следить за картой и за местностью, постоянно сличать их и знать в любой данный момент свое местонахождение (иначе должен обращать внимание и на скорость бега).

Следующий вид соревнований — ориентирование по выбору. На старте спортсмен получает карту с нанесенными на ней контрольными пунктами. Около каждого из них стоит цифра, указывающая количество очков, которое получает нашедший этот КП.

Сущность данного вида соревнований заключается в том, чтобы выбрать маршрут с наибольшим количеством очков и уложиться в определенное время. Выбор КП и порядок прохождения их произвольны, йо выход дважды на один и тот же КП засчитывается только один раз. Этот вид соревнований предполагает наличие многих способностей у соревнующихся. Здесь надо выбрать один маршрут из множества вариантов, тот, который принесет наибольшее количество очков. Вместе с тем, участник должен реально оценивать свои силы, иначе в случае опоздания на финиш он будет оштрафован (в зависимости от времени опоздания снимается определенная часть очков).

В этом виде соревнований для достижения успеха недостаточно хорошо владеть техникой ориентирования, надо выучиться выбирать маршрут. Решая проблему маршрута, участник должен учитывать не только скорость передвижения, но и надежность выбранного варианта, при котором возможность сбиться с пути будет минимальна. Выбирая маршрут, спортсмен испытывает внутренние противоречия: с одной стороны, он понимает, что прежде, чем двинуться в путь, нужно выбрать наивыгоднейший маршрут; с другой — его подгоняет время и соперник. У начинающего ориентировщика последние соображения чаще всего берут верх, в результате чего он принимает первый, пришедший в голову вариант. Выбрав же маршрут на карте, спортсмен должен уметь претворить его в жизнь, то есть не сбиться с пути. Вот здесь-то на первый план выступает техника ориентирования, умение быстро сличать карту с местностью, хорошее владение компасом и навыки в быстром и точном измерении расстояний.

Все эти виды спортивных соревнований являются индивидуальными, но по любому из них могут организовываться и командные состязания — эстафеты. Задания для участников те же самые, но дистанция разбита на этапы, и спортсмены одной команды поочередно выполняют общую задачу.

Таковы основные, на сегодня, виды спортивного ориентирования на местности с применением карты и компаса.

Для спортивного ориентирования используют специальные топографические карты и применяются специальные компасы для определения азимутов. На картах, предназначенных для соревнований, снимаются: координатная сетка; названия населенных пунктов, рек, урочищ, вершин; отсутствуют характеристики леса, дорог, мостов; численные отметки высот, отметки горизонталей и т. п. Карта выполняется только в черно-белом варианте, что обедняет ее и усложняет ее чтение. Для облегчения определения азимута на такой карте указывается не географический меридиан, а магнитный (для упрощения вычислений магнитного азимута). Вместо компаса Адрианова спортсменам разрешается пользоваться специальными компасами, стрелка которых вращается не в воздушной среде, а в жидкостной. Благодаря этому стрелка компаса почти не колеблется даже при беге, что повышает точность и надежность прохождения по азимуту и способствует выигрышу во времени.

Спортсмену разрешается иметь планшет — вырезанный из фанеры или плотного картона прямоугольник размером 20 X 25 см для закрепления карты. Ее обычно прикрепляют с помощью лейкопластыря или двух резиновых колец. В углу планшета укрепляют компас. В дождливую погоду применяется планшет из прозрачного материала, целлулоида, плексигласа или закрывают его пластиковой пленкой. В зимних условиях, когда руки участника соревнований заняты лыжными палками, планшет укрепляется на поясе спортсмена.

14-16 сентября 2018 г. в м.Устуу-Хурээ, Дзун-Хемчикского кожууна состоятся соревнования по спортивному ориентированию "Кубок Федерации спортивного ориентирования Республики Тыва-2018", посвященных юбилею Ойдупа А.С. Начало соревнований в 12.00 часов. Проезд до 7 км автодороги Чадан - Бажын-Алаак, далее к храмовому комплексу Устуу-Хурээ.

Программа соревнований

14 сентября
9.00-13.00 Регистрация участников.
13.00 «Спортивный лабиринт», тренировка
17.00 Инструктаж по виду соревнований в ночных условиях
19.30 Соревнования по ориентированию в ночных условиях для групп МЖ-18;21; Ветераны - личные, для групп МЖ-14; 16 - командные (4 чел, не менее 1 дев). (участникам необходимо иметь фонари)
15 сентября
9.00 Кросс - спринт (15-20 мин)
14.00 Кросс - классика (35-40 мин)
17.00 Награждение победителей личных соревнований
18.00 Конкурсная программа
16 сентября
9.00 Кросс - выбор (60 мин)
13.00 Награждение победителей, отъезд

Положение Схема проезда On-line регистрация Карты Протоколы

О вы ходе на КП

Вариантов расположения точечного ориентира, на котором находится КП, относительно других ориентиров, встречается множество. И для каждого случая ориентировщик должен использовать наиболее рациональный путь движения от привязки к КП.

Как научиться гарантированно быстро выходить на КП?

Первый и самый естественный способ - почаще стартовать. Появится опыт, интуиция. Но это так же долго и не очень успешно, как учиться читать, не зная букв. Следует прежде усвоить для себя определенный комплекс приемов.

Бесконечное множество ситуаций возле КП можно разделить на отдельные группы ситуаций, похожих друг на друга и требующих применения примерно одинаковых приемов для взятия КП. Например:

КП расположен возле точечного ориентира;

КП расположен возле площадного ориентира;

КП расположен возле линейного ориентира;

КП расположен на конце линейного ориентира и т. д.

Рассмотрим несколько часто встречающихся на дистанции ситуаций.

1. Ориентир с КП находится возле пересечения дороги с просекой. Расстояние от привязки до КП в пределах 100-200 м. Обозначим его КП 2. Сами находимся на КП 1.


С КП 1 на привязку (пересечение тропы и просеки) мы попадаем грубо выбрав направление и с большой скоростью бега. На привязке как можно точнее оцениваем направление и расстояние и следуем к КП 2. В намеченной точке останавливаемся и быстро осматриваемся кругом. Если мы в пределах зоны видимости КП 2, обнаруживаем его.

Какова вероятность попадания на КП с первого захода?


Допустим, что радиус видимости КП 10-15 м. из-за высокой травы и кустарника. При отсчете расстояния в беге мы неизбежно допускаем ошибку по расстоянию, можем не добежать или перебежать. Образуется зона ошибки, отображенная на рисунке оранжевым цветом. По направлению тоже имеется ошибка: можем уйти правее или левее. В итоге, отсчитав требуемое количество шагов в выбранном направлении, мы оказываемся, если повезет, в зоневидимости КП, очерченной штриховой линией (условно изображена в виде круга), а если не повезло, то внутри сложной фигуры, охватывающей зону видимости. Обозначим зону видимости

S 1, а «площадь невезения» — S 2.

При высокой квалификации ориентировщика ошибки по направлению и расстоянию меньше, и S 2, как правило, всегда меньше S 1.

В любом случае, если спортсмен уверен в том, что он находится в недалеко от КП, он не должен покидать это место. Возможно, рядом находится дополнительный ориентир и логично будет воспользоваться и им.

2. Ориентир с КП находится на расстоянии 50-100 м. от линейного ориентира. Исходная точка довольно далеко от этого линейного ориентира (метров300-500 или далее). По длине этого линейного ориентира нет четко выраженных привязок. На рисунке исходная точка, откуда надо попасть на КП - пересечение дороги и просеки.


Оцениваем расстояние до точки А и возможную ошибку К при пробегании этого расстояния. Вычитаем отрезок К из расстояния до точки А, и оставшеесячисло показывает, сколько нужно пробежать по просеке (до условной точке Б). Преодолев расстояние, соответствующее этому числу, мы точно знаем, чтоне добежали до района КП. Поворачиваем в лес перпендикулярно просеке, проходим расстояние, равное расстоянию от просеки до КП, снова поворачиваем и движемся параллельно просеке. Проходим расстояние К и выходим в район постановки КП.

3. Ориентир с КП находится на расстоянии 50-100 м. от линейного ориентира, а наша исходная точка удалена от линейного ориентира на 200 м. и более.Двигаться к КП предстоит примерно перпендикулярно к линейному ориентиру. На пути движения нет четких, далеко видимых линейных ориентиров, позволяющих легко контролировать направление.

Если бежать по азимуту прямо в направлении КП, на просеке мы не будем знать, справа или слева находимся от направления на КП. Поэтому в таких случаях рекомендуется заведомо отклониться вправо или влево. В таком случае, выходя на посеку, ориентировщик знает, где находится относительно КП. Понятно, что дальше нужно углубиться в лес на расстояние от просеки до КП и продолжить движение параллельно просеке в нужном направлении

Старт-КП 1 - точное движение по азимуту;

КП 1-КП 2 - приближенное движение по азимуту;

КП 2-КП 3 - движение с упреждением;

КП 3-КП 4 - бег в «мешок»;

КП 4-КП 5 - движение по цепочке ориентиров;

КП 5-КП 6 - использование линейных ориентиров с точным определением местоположения;

КП 6-КП 7 - использование линейных ориентиров;

КП 7-КП 8 - использование развилок с крутым поворотом дороги;

КП 8-КП 9 - движение по горизонтали;

КП 9-КП 10 - прямое пересечение горизонталей;

КП 10-КП 11 - выход на КП на склоне;

КП 11-КП 12 — использование передней привязки;

КП 12-КП 13 - использование задней привязки;

КП 13-КП 14 - использование тормозного ориентира;

КП 14-КП 15 - то же при неточном выходе на КП;

КП 15-КП 16 - комбинированный способ движения.

Выбор пути движения

Выбранный путь должен отвечать таким условиям:

Самый короткий;

Надежный с точки зрения ориентирования;

Обеспечивающий быстроту передвижения;

Не требующий чрезмерно частого обращения к карте;

Не требующий излишней затраты сил; — безопасный.

А в сумме выбранный путь должен давать возможность пробежать от КП до КП за кратчайшее время с минимальной затратой сил.

Все эти требования находятся в противоречии. Например, самый короткий путь проходит через непроходимые заросли и болота. Путь, не требующий многократного обращения к карте, может проходить по просеке, пересеченной холмами и глубокими оврагами. Путь, обеспечивающий быстроту передвижения, проходит по окружным дорогам, в 2-3 раза увеличивающим расстояние. Так что выбор пути движения - это искусство компромиссов, где приходится жертвовать частью одних качеств ради выигрыша в других. Нельзя жертвовать только одним - безопасностью! Например, нельзя выбирать путь через непроходимое болото или там, где предстоит спускаться с обрыва

1. Умейте видеть главное

В спортивной карте есть понятие единицы информации. Это ориентиры, их части, сочетания - словом, все, за что есть, как говорится, «зацепиться глазу». На большинстве единиц информации можно поставить КП. Например, самая маленькая полянка, которую можно изобразить на карте,— единица информации. Большая прямоугольная поляна - 9 единиц информации (4 угла, 4 стороны, желтая краска площади).

На одном квадратном километре карты обычно несколько десятков единиц информации. Ориентировщику при работе с картой приходится постоянно запоминать один за другим участки карты. Понятно, что рассмотреть и запомнить все, что нарисовано, практически невозможно. Да в этом и нет необходимости. Важно научиться выделять только те ориентиры, которые являются ключевыми точками при выборе пути движения. При большой насыщенности картами необходимо уметь применять такую мыслительную операцию, как генерализация, т. е. вычленять самые необходимые объекты на карте, игнорируя малозначительные элементы. И, наоборот, при бедной на ориентиры карте необходимо использовать принцип детализации, учитывая даже вроде малозначительные, малозаметные детали.


2. Закономерности геометрии и скорости

Часто лес поделен просеками на прямоугольные фигуры. Если кратчайший путь проходит по диагонали квадрата, то путь по просекам, представляющим собой две стороны квадрата, оказывается длиннее на 41%. Если кратчайший путь походит по диагонали прямоугольника, представляющего собой половину квадрата, то путь по просекам будет длиннее на 34%.

Поэтому обходной путь по сторонам квадрата ориентировщик выбирает только тогда, если предполагает, что путь по диагонали из-за плохой проходимости приведет к увеличению времени не менее, чем на 50-70%, то есть в 1,5-1,7 раза. Ведь нужно помнить, что и на просеках редко бывает идеальная дорога. Песок, мокрая скользкая трава, разбитая колея, заросли могут ухудшить проходимость, увеличить время бега.

При прохождении дистанции с большим набором высот необходимо знать следующее: подъем на 15 м. равноценен по затратам энергии пробеганию в среднем темпе 200 м. по ровному участку с плотным грунтом.

Выбор варианта в большой степени зависит от уровня подготовленности ориентировщика: чем более он силен физически, тем ему выгоднее выбирать более прямые пути

3. Степень надежности ориентиров

Предположим, у вас есть выбор: пробежать длинный отрезок по лесу вдоль холмистой гряды или по тропам, но все эти тропы образуют целую сеть. Трудно сразу сказать, что быстрее, но то, что пользоваться рельефными ориентирами надежнее, чем некоторыми тропами,— это точно.


Формы рельефа, крупные скалы, берега водоемов за несколько лет не изменятся. А сеть троп, степень проходимости местности, небольшие поляны, искусственные сооружения, границы болот могут измениться. Может меняться внешний вид ориентиров и со сменой времени года. Лучше всего просматривается местность ранней весной, пока нет листвы. Осенью небольшие тропы маскируются опавшими листьями

4. Снижение скорости под влиянием условий дистанции

Коэффициенты удлинения времени бега для разных условий относительно времени, затраченного на такой же отрезок пути по гладкой дороге с хорошими условиями сцепления обуви с поверхностью грунта:

Условия передвижения Коэффициент увеличения времени Хорошая, гладкая дорога 1,0 Тропа 1,1 Мокрая просека, песок 1,2-1,4 Лес без подлеска 1,2 Лесс подлеском 1,4-1,8 Подъем 50 м. на 1 км. 1,5 Труднопроходимый участок, болото, пашня 2,0 Непроходимый участок 3,0-5,0

(Из книги Шириняна А. А. и Иванова А. В. «Современная подготовка спортсмена-ориентировщика.»)

Принцип скорейшего достижения цели.

Выбирать следует самый быстрый вариант (то есть, вариант с наименьшей эквивалентной длиной). Исключения из этого правила могут быть обусловлены применением других принципов, описанных ниже, главным образом, принципа надежности ориентирования.

Принцип надежности ориентирования.

Следует избегать вариантов, которые могут привести к ошибкам в ориентировании. Например, при наличии длинного азимутного хода в условиях плохой видимости и отсутствии надежных опорных ориентиров, что может привести к значительным отклонениям при беге в заданном направлении по компасу, желательно просмотреть альтернативные варианты.

Принцип уменьшения риска.

Следует избегать вариантов, которые выглядят сомнительно с точки зрения проходимости. Так, например, даже узкая полоска 100% «зеленки» может оказаться абсолютно непроходимой. То же самое относится к непроходимым скалам и болотам, водным преградам, грунтовым обрывам, заборами оградам. Следует, по возможности, избегать больших пространств, обозначенных второй градацией проходимости (растр или штриховка), поскольку согласно описанию данных условных знаков скорость бега внутри таких участков может снижаться на 80%. что соответствует пятикратному обходному пути.

Принцип экономичности.

При наличии двух более-менее равноценных вариантов выбирать следует тот, где условия бега требуют меньших энергозатрат, то есть отсутствуют крутые подъемы и спуски, труднопроходимые участки и другие естественные препятствия, иными словами, более удобный для бега вариант. Этот принцип не должен вступать в противоречие с принципом скорейшего достижения цели - более удобный вариант не должен по времени прохождения существенно отличаться от самого быстрого.

Принцип учета индивидуальных особенностей.

У каждого ориентировщика есть свои сильные и слабые стороны. Один обладает хорошими силовыми качествами, легко бежит в гору и по болоту, затоне любит бегать по дорогам, другой, наоборот, обладает хорошей легкоатлетической подготовкой и быстро бежит по дороге, но не любит преодолевать участки густой растительности и завалы в лесу. Третий может быть относительным «тихоходом», но зато почти не теряет времени при беге по зарослями бурелому. И, наконец, есть всесторонне подготовленные спортсмены, которые не теряются в любой ситуации. Естественно, что каждый из них будет выбирать такой вариант, на котором он лучшим образом проявит свои сильные стороны и скроет слабые.

Выбор варианта зависит также и от того, находится ли ориентировщик в начале пути, пока он еще бежит со свежими силами, или же ближе к концу, когда начинает сказываться общее физическое утомление. В последнем случае надо строго соблюдать принцип экономичности и стараться избегать участков, прохождение которых требует больших физических усилий.

Алгоритмы выбора вариантов.

Алгоритм выбора варианта на слабопересеченной местности с относительно хорошей проходимостью:

1. В первую очередь оцениваем наиболее короткий (прямой или относительно прямой) вариант.

2. Если этот вариант приемлем, на всякий случай быстро оцениваем обходные варианты. Останавливаемся на них только в том случае, если они дают достаточно очевидное преимущество.

3. Если прямой вариант неудобен для бега (или проблематичен с точки зрения ориентирования), более внимательно присматриваемся к обходным вариантам. Останавливаемся на прямом варианте только в том случае, если альтернативные варианты выглядят еще хуже.

Алгоритм выбора варианта в горной местности:

1. В первую очередь находим и оцениваем вариант с наименьшим набором высоты.

2. Если этот вариант не слишком длинный, рассматриваем его как основной,но на всякий случай оцениваем другие варианты. Останавливаемся на них только в том случае, если они дают достаточно очевидное преимущество, возможно, за счет более удобного бега по дорогам.

3. Если вариант с наименьшим набором высоты слишком длинный, неудобный для бега или проблематичен с точки зрения ориентирования, настойчиво ищем другие варианты. Останавливаемся на первом (с наименьшим набором высоты) только в том случае, если альтернативные варианты выглядят еще хуже.


Алгоритм выбора варианта в условиях плохой проходимости:

1. В первую очередь находим и оцениваем вариант, проходящий по дорогам или наиболее «чистым» участкам.

2. Если этот вариант не слишком длинный, рассматриваем его как основной, но на всякий случай оцениваем другие, более короткие варианты. Останавливаемся на них только в том случае, если проходимость участков, по которым проходит вариант, вполне удовлетворительная. Полностью отбрасываем сомнительные варианты, например, проходящие через 100% «зеленку».

3. Если основной вариант слишком длинный или проблематичен с точки зрения ориентирования, настойчиво ищем другие варианты. Останавливаемся на первом (наиболее удобном для бега) только в том случае, если альтернативные варианты выглядят еще хуже.

Помните о том, о чем уже не раз упоминалось: хороший начальник дистанции всегда спланирует трассу так, что самый технически сложный вариант оказывается самым быстрым. Совершенствуйте свое техническое мастерство и смело идите на такие варианты.

Тактика прохождения отдельных участков дистанции

1. Начало дистанции. Тактика взятия «первого КП»:

Взятие первого КП — ключевой момент дистанции. Не следует торопиться при выходе на него. Выигрыш нескольких секунд на первом КП ничего не решает, а вот потерять на нем можно много, а то и сразу все.

По пути на первый КП необходимо решить сразу несколько задач: «врабатывание» организма, «вхождение» в карту, знакомство с особенностями карты, местности, характера планировки дистанции и постановки КП. Необходимо оценить условия видимости и проходимости, которые могут иметь, в том числе,и сезонный характер. Отсюда следуют рекомендации:

Не выходите на режим максимальной скорости прямо со старта;

Выберите вариант, позволяющий получить по пути на первый КП как можно больше информации о проходимости и видимости на местности, избегая при этом ненужного риска;

Чаще обращайтесь к карте, подробно разберитесь в том, что и как на ней обозначено; — постарайтесь быстро приспособиться к масштабу карты;

Обратите внимание на стиль изображения рельефа на карте;

Не ставьте себе задачу догнать стартовавшего перед вами спортсмена, даже если это ваш главный конкурент.

2. «Ключевые» этапы:

Некоторые этапы на дистанции могут иметь особое значение для достижения высокого результата, особенно так называемые «этапы с решающим выбором варианта». Выигрыш (или, наоборот,проигрыш) за счет выбора варианта на таких этапах может достигать нескольких минут.

Постарайтесь выделить такие этапы заранее (как правило, это длинные и сверхдлинные этапы) и проанализируйте их при первой же возможности, например, при беге по дороге, когда у вас наступит некоторая пауза в ориентировании.

Если такой возможности у вас не найдется заранее, внимательно отнеситесь к выбору варианта непосредственно на предыдущем КП. При этом соразмеряйте время, потраченное на выбор варианта с теми потерями, которые вы можете иметь в результате выбора не самого оптимального пути.Если речь идет о возможности выигрыша 20-30 секунд за счет выбора варианта, не следует тратить на выбор пути более этого времени.

3. Заключительная часть дистанции:

Заключительная часть дистанции зачастую оказывается решающей в борьбе за высокий результат, и особую роль здесь начинает играть физическое утомление. Речь идет скорее о психологических моментах, таких как сохранение предельно высокого уровня концентрации внимания на фоне утомления, абстрагирование от бегущих рядом участников (ближе к финишу дистанции различных классов сходятся и количество «соседей» увеличивается), тем не менее, имеются и некоторые тактические нюансы.

Ключом к успеху здесь может послужить выбор наиболее надежных вариантов и приемов ориентирования. Соберите остатки сил и пройдите заключительную часть дистанции на высокой скорости, соблюдая при этом принцип безопасности. Помните, что последний КП чаще всего расположен на сравнительно открытом месте с хорошей видимостью, к тому же финишная разметка может послужить надежной страховкой.

«Выложиться» до конца на финише необходимо, если вы боретесь за высокий результат. В этом смысле показателен пример короткой дистанции финала Кубка Мира 2000 года, когда Валентин Новиков за 400 метров до финиша шел вровень с лидером, но, проиграв на этапе до последнего КП, а также на финишной прямой в сумме около 8 секунд, показал лишь четвертый результат. Скорее всего, ему просто не хватило сил на финише, так как за 1 км. до финиша он потерял около 20 секунд и упустил лидерство, затем с помощью сверхусилий восстановил «статус-кво», но на последних 400 метрах его просто оставили силы.

«Секреты» ориентировщика.

1.Не превышать скорое передвижения . У каждого человека в зависимости от его физической и технической подготовки существует своя „критическая" скорость. При превышении ее быстро наступает утомляемость, пропадает четкость чтения карты, ухудшается техника ориентирования и даже теряется контроль за направлением движения.

2. Перед уходом с точки своего стояния нужно задать ce6е вопрос : „Что является ориентиром-привязкой у конечной точки маршрута?" и ответить на него — определить ориентир, от которого будет сделан выход на цель движения и установить по карте путь к нему.

3. Если с первого захода не удалось попасть в конечную точку движения , то не нужно метаться из стороны в сторону, необходимо внимательно осмотреть вокруг местность, уточнить легенду (пиктограмму) КП. Если есть уверенность, что „привязка" взята правильно, нужно повторить заход. Если была сделана ошибка, то необходимо выйти к новой привязке и сделать заход от нее.

4. Допустив ошибку и потеряв время , не нужно пытаться за счет ускорения процесса ориентирования наверстать упущенное время. Надо вспомнить о „критической" скорости.

5. При решении ориентировочных задач не нужно отвлекаться от спокойного и терпеливого размышления, не прислушиваться к советам прохожих, зрителей и соперников.

– вид спорта, в котором участники при помощи спортивной карты и компаса должны пройти контрольные пункты (КП), расположенные на местности.

Результаты, как правило, определяются по времени прохождения дистанции (в определенных случаях с учётом штрафного времени) или по количеству набранных очков.

Соревнования по спортивному ориентированию проводятся в разных группах, которые могут быть сформированы как по возрастному принципу, так и по уровню мастерства участников. Сложность дистанции и её длина определяются по возрастной группе и сложности местности соревнований. При этом дистанция (маршрут) должна быть незнакомой для всех участников, сочетать в себе сложности, которые спортсмен может преодолеть, имея умение ориентироваться и хорошую физическую подготовленность.



Виды спортивного ориентирования

Ориентирование бегом

Соревнования по ориентированию бегом проводятся в большом количестве разных дисциплин, например: заданном направлении ("ЗН"), по выбору ("ВО") и даже на маркированной трассе ("МТ"). Чемпионаты мира по спортивному ориентированию бегом проводятся c 1966 года.

Ориентирование на лыжах

Соревнования по ориентированию на лыжах проводятся в условиях устойчивого снежного покрова в дисциплинах: заданное направление, маркированная трасса.

Ориентатлон
(Ski-O-thlon)

Комбинация двух предыдущих видов. Соревнования в заданном направлении проводятся с использованием специальной карты, на которую нанесены лыжни, а также показаны виды лыжней в отношении скорости передвижения на лыжах.

Чемпионаты мира по спортивному ориентированию на лыжах проводятся с 1975 года.

Ориентирование на велосипедах

    Соревнования по ориентированию на велосипедах проводятся в дисциплинах:
  • заданное направление
  • маркированная трасса
  • по выбору
  • в комбинации этих видов.

Спортивная карта показывает виды дорог в отношении скорости проезда на велосипеде. Чемпионаты мира по спортивному ориентированию на велосипедах проводятся с 2002 года.

Точное ориентирование, трейл-ориентирование

Международное название - Trail Orienteering (trail-O, также Pre-O, старое название - "ориентирование по тропам") - вид спорта, заключающийся в точной интерпретации ситуации на местности с помощью карты.

Участники за контрольное время преодолевают (обычно в заданной последовательности) дистанцию, состоящую из пунктов, на каждом из которых в пределах видимости располагаются несколько призм (флагов). Участники должны определить и зафиксировать, какая из этих призм (флагов) на местности соответствует обозначенной на карте и заданной легенде (возможно и никакая). При этом на карте могут намеренно отсутствовать некоторые имеющиеся на местности ориентиры.

Движение участников допускается только по разрешенным тропинкам (дорожкам) или маркированным участкам местности. Спортсмен может по своему выбору стартовать или пешком (бегом), или на велосипеде, или на одноместной коляске приводимой в движение руками или электромотором. Время прохождения дистанции в расчёт не принимается, результат определяется по количеству правильных ответов. На некоторых контрольных пунктах называемых "Тайм-КП" дополнительно фиксируется время принятия решения, но и в таком случае время передвижения между контрольными пунктами не учитывается.

Чемпионаты мира по точному ориентированию (World Trail Orienteering Championships - WTOC) проводятся с 2004 года. С 2013 года в программу Чемпионата мира включена дисциплина "Спринт". Спринт состоит из одних "Тайм-КП".



Виды соревнований

Ориентирование
в заданном направлении
("ЗН" )

Заключается в том, чтобы пройти дистанцию в заданном порядке.
В момент старта (в отдельных случаях за 1 минуту до старта) участник получает карту, на которой нанесены место старта, КП, соединенные линией, которая обозначает последовательность прохождения КП. Победитель определяется по наименьшему времени прохождения дистанции.

Соревнования по спортивному лабиринту (ультраспринт ) проводятся на маленькой площадке среди искусственных препятствий. Длина дистанции составляет 100-500 м, карты лабиринта обычно имеют масштаб 1:100.

Ориентирование
по выбору
("ВО" )

– заключается в том, чтобы пройти дистанцию в произвольном порядке.
Перед стартом каждому участнику выдается карта с нанесенным местом старта, финиша и контрольными пунктами.

    Существует два варианта проведения соревнований такого вида:
  • Прохождение дистанции от старта до финиша с требуемым количеством КП/очков за наименьшее время;
  • Набор наибольшего количества очков/КП за назначенное контрольное время.

Контрольным пунктам, в зависимости от сложности и дальности, назначаются баллы, а за превышение контрольного времени назначается штраф, как правило, путем вычитания из результата по одному баллу за каждую полную минуту превышения контрольного времени.

Ориентирование
на маркированной трассе
("МТ" )

– заключается в том, что участнику предоставляется спортивная карта с обозначенным на ней местом старта. Следуя по маркированной трассе, участник вносит в карту (иголкой или спец. компостером) расположение КП, которые встречает по пути.

На финише судьи проверяют точность определения расположения контрольного пункта и начисляют штраф в зависимости от ошибки участника. Штрафом могут быть дополнительное время или штрафные круги.

Ориентирование на маркированной трассе, в основном, встречается только в России и странах бывшего СССР.


Техника спортивного ориентирования

Перед тем, как вникать в секреты ориентирования, сначала необходимо уделить внимание одному из "главных инструментов" – карте .

Можно без всяких оговорок сказать, что карта – хрестоматия ориентировщика, ибо с ее помощью он может выяснить характер и особенности местности. Но для уяснения всего этого нужно, конечно, "научиться грамоте", а это значит, научиться читать карту.

Условные знаки спортивных карт

Если умеешь читать карту, то уже с помощью ее одной можешь добраться до намеченной цели и определенно разумнее, чем с помощью одного лишь компаса. С помощью компаса, правда, ты можешь при любых условиях идти в желаемом направлении, но без карты ты как слепой. Карта – важнейший инструмент ориентировщика. Лучшая для ориентирования – спортивная карта.

Для обозначения на карте объектов местности и ее рельефа используются различные условные знаки. Если мы считаем карту хрестоматией ориентировщика, то условные знаки – это азбука, по которой ориентировщик составляет единые и по своему значению ясные слова и предложения.

Жидкостной компас

Лучший друг ориентировщика – компас . Без него было бы трудно выйти из запутанной местности к намеченной цели наиболее прямой дорогой.

Компасу мы должны верить даже тогда, когда наше собственное "верное" чутье переворачивает все вверх дном, указывая вместо севера на юг и наоборот.

С помощью карты и компаса можно ориентироваться на местности и точно выдержать намеченный путь. Но прежде необходимо научиться правильно ориентировать карту и находить на ней точку стояния.

Способы ориентирования карты

Ориентировать карту – это значит расположить ее так, чтобы верхняя сторона рамки была направлена на север, а нижняя – на юг. Для этого с помощью компаса найдите направление на север и установите карту так, чтобы север на карте совпадал с направлением, указываемым стрелкой компаса.

Ориентировать карту можно и другим способом. Встаньте на какую-нибудь линию местности, обозначенную на карте. Допустим, такой линией будет дорога.

Поверните карту так, чтобы направление условного знака дороги совпадало с направлением дороги на местности. При этом нужно убедиться, что предметы справа и слева от дороги имеют такое же расположение, как и на карте.


Ориентирование карты по направлению на ориентир

Если это условие выполнено, то карта ориентирована правильно. Следует помнить, что каждый раз при сопоставлении местности и карты, надо начинать с ориентирования карты. Вначале это может показаться делом не столь уж легким, но вскоре будет заметно, какую пользу это дает.

Способы движения по маршруту с помощью карты

Чтобы пройти от одной точки до другой, существует два совершенно различных способа. Один из них основан на чтении карты и выборе по ней наилегчайшего пути, а другой предполагает прямое хождение по азимуту . Поясним, что мы имеем в виду под этими способами.

Представь себе, что тебе необходимо пройти от одного села к другому. Положившись только на карту, ты сможешь пройти к своей цели придерживаясь надежных и легко обнаруживаемых на местности объектов, таких, как тропы, дорога, русло ручья или край пашни. Если ты прошел по маршруту таким способом, можно сказать, что ты прибег лишь к чтению карты , чтобы выйти к желаемому пункту.

А теперь предположим, что тебе нужно добраться от села к озеру. Прямо через лес намного короче, чем по обходной дороге. В данном случае тебе придется определить азимут и следовать по нему через лес прямо к озеру. Это и есть хождение по азимуту .

Угол между направлением на север и направлением на заданный предмет (ориентир) называют азимутом. Движение по азимуту – это умение выдержать с помощью компаса заданное направление пути и выйти к намеченному пункту. Для этого предварительно по карте определяется маршрут движения, определяются азимуты участков и расстояния, которые необходимо пройти на каждом участке.

Чтобы узнать, сколько в азимуте градусов, начинают считать от севера вправо, то есть по ходу часовой стрелки. Азимут измеряют от 0 до 360 градусов. Так же идут и деления на компасе.

Постоянно сличайте карту с местностью ! Основой ориентирования является то, что ориентировщик всегда должен знать на карте точку своего стояния. А это возможно лишь тогда, когда тщательно следишь за картой и местностью, т.е. контролируешь направление движения и пройденное тобой расстояние (измерение расстояния на карте и на местности см. тему "Топография и ориентирование").



Дистанции спортивного ориентирования

Классификация дистанций

Дистанция – трасса соревнований от старта до финиша.

    Дистанции по насыщенности задачами ориентирования
    и требованиям к физической подготовленности участников
    подразделяется на классы:
  • ВС - всероссийских соревнований;
  • МС – мастера спорта;
  • КМС – кандидата в мастера спорта;
  • дистанции класса 1-го разряда;
  • дистанция класса массовых разрядов.

Оборудование дистанции по спортивному ориентированию

    В районе соревнований оборудуются :
  • предварительный старт (место регистрации стартующих участников);
  • пункт выдачи карт;
  • технический старт;
  • точка начала ориентирования (пункт К);
  • контрольные пункты - КП ;
  • маркированные участки (от технического старта до точки начала ориентирования;
    от последнего КП до финиша и др.);
  • финиш (пункт передачи эстафеты);
  • другие необходимые для каждого вида ориентирования объекты (пункты питания, пункты первой медицинской помощи, места для зрителей и представителей прессы).

У предварительного старта должны быть часы или иное устройство, показывающее судейское время (текущее время соревнований).

Дистанция соревнований на маркированной трассе размечается на местности от точки начала ориентирования до финиша.

Для оборудования КП и точки начала ориентирования применяют знак в виде трехгранной призмы со стороной 30 х 30 см. Каждая грань делится диагональю из левого нижнего в правый верхний угол на белое поле вверху и оранжевое (допускается красное) – внизу.

  • 1 – призма КП с номером;
  • 2 – двойной компостер с номером КП;
  • 3 – опора для подвешивания КП

Каждому КП дается обозначение и для этого используются двухзначные и трехзначные числа, начиная с 31. Номера, которые могут быть неоднозначно прочитаны (66,68,86,89,98,99 и т.п.), для обозначения КП использовать запрещается. Обозначение должно быть одно, сколько бы дистанций ни сходилось на данном КП (кроме соревнований "МТ").

Образец оборудования КП устанавливают близ старта не позднее, чем за 30 минут до старта 1-го участника.

КП снабжаются средствами отметки , которые прикрепляются в непосредственной близости от призмы. Количество средств отметки должно быть таким, чтобы не вызывать задержки участников.

Все КП одной дистанции оборудуются однотипно и снабжаются средствами отметки одинаковой конструкции.

Посещение КП участником контролируется с помощью документа – контрольной карточки , которая может быть совмещена с картой. Карточка участника должна ясно показать, что все КП были посещены. Карточка должна иметь возможность произвести резервную (R) отметку. Если на контрольной карточке отсутствует правильная отметка какого-либо КП или она не определяется однозначно, результат участника может быть аннулирован. Результат участника, потерявшего контрольную карточку, не сдавшего ее на финише или прошедшего КП в ином, по сравнению с заданным, порядке, может быть аннулирован.

Отметка КП на маркированной трассе производится так: участник фиксирует место положения КП проколом полученной на старте карты иглой диаметром не более 1 мм. Прокол КП участник отмечает крестом при помощи цветного карандаша, находящегося на следующем КП. Последнее КП отмечается на рубеже отметки. За ошибку в нанесении КП более, чем на 2 мм участник получает штраф (в минутах или штрафных кругах)

На Международных, Всероссийских соревнованиях функцию контрольной карточки может выполнять специальное устройство, входящее в систему электронного контроля посещения КП – ЧИП . Электронная система отметки позволяет контролировать движение спортсмена по дистанции.



Легенды КП

К предварительной информации, которую спортсмен получает до старта, относится графическое описание места положения КП при помощи символов (пиктограмм) – легенды КП.



Легенды КП позволяют действовать в районе расположений пунктов более осмысленно и быстро . А это значит, что можно сэкономить время при "взятии" КП.

Над таблицей с символами указывается возрастная группа участников, длина дистанции по прямой между КП и суммарный набор высоты по оптимальному пути, а под таблицей – расстояние от последнего КП до финиша и наличие на этом пути маркировки.

Описания местоположения КП

Описания КП находятся в порядке, в котором нужно посетить КП, и могут включать специальные инструкции, такие как длину и характер любого маркированного участка дистанции. Толстая горизонтальная линия, должна использоваться после каждых четырех описаний и с обеих сторон любого специального указания.


Самая трудная и сложная, но в то же время и самая захватывающая проблема в ориентировании – выбор маршрута . По какому пути следует двигаться? Обойти ли раскинувшееся впереди поле или промчаться прямо напропалую?

При решении проблемы выбора маршрута нужно в первую очередь принять во внимание два момента. Во-первых, надежность , т.е. возможность избежать движения по неправильному маршруту или уменьшить вероятность сбиться с пути, и во-вторых, скорость .

Спортивное ориентирование на местности своеобразный вид спорта. Новички не всегда сразу вникают в его специфику, правила и его задачи. Человеку не знакомому с ориентированием тяжело объяснить его суть. Хотя на первый взгляд она проста – быстрее всех найти и правильно отметить контрольные пункты

Чтобы понять, что такое спортивное ориентирование, надо попробовать это самому. Ведь даже после изучения определения остается много вопросов. Ориентировщики часто сталкиваются с вопросами со стороны: «Спортивное ориентирование? А что это» После этого начинаются долгие объяснения специфики спорта или же лаконичное описание основной задачи, которая стоит перед спортсменом на старте.

В самом широком значении суть спортивного ориентирования заключается в том, чтобы спортсмен с помощью карты, компаса, чипа и своих навыков ориентирования и чтения карты смог как можно быстрее и, что еще немало важно, правильно преодолеть отмеченную на карте дистанцию. Сразу после старта спортсмен остается один на один с природой. А в этой природе расположены контрольные пункты, которые он – спортсмен должен найти и отметить с помощью чипа.

Практически каждый сталкивался в своей жизни с картами. Это могли быть карты дорог России, топографические карты мира на занятиях в школе или ВУЗе, электронная карта в своем смартфоне и прочее. Когда ты сидишь и спокойно разглядываешь ее, то, кажется, что нет ничего сложного в том, чтобы выбрать путь движения от точки А к точке Б и пройти его. На соревнованиях по спортивному ориентированию у атлета просто нет времени на долгое разглядывание карты. Выбирать путь движения, продумывать его приходится прямо на ходу, в условиях .

Еще один фактор, который делает «соревновательную жизнь» ориентировщика интереснее – это психологическое давление. Каждый пытается сэкономить драгоценное время и выбрать более выгодный путь движения. В условиях соревновательной борьбы зачастую спортсмены допускают ошибки в выборе пути движения или просто теряют себя на карте. Все это результат психологического давления соревновательного момента. Поэтому одними из главных качеств, которыми должен обладать ориентировщик являются стойкость и стрессоустойчивость.

Итак, спортсмен выходит на старт. Он получает карту, стартует и сразу скрывается из поля зрения зрителей и других спортсменов. На спортивной карте в виде уловных знаков отмечено все, что находится на определенном участке местности. Помимо этого, в карте отмечены КП, на которых ориентировщик должен произвести отметку. На ходу он должен успевать выбирать путь движения и читать карту, чтобы не потеряться. После прохождения всей дистанции участник прибегает на финиш, который также отмечен в карте. Победитель определяется по лучшему времени и правильности прохождения дистанции.

В чем изюминка ориентирования?

Спортивное ориентирование на местности – это тот вид спорта, в котором нельзя победить, имея только быстрые ноги, или умную голову. Чтобы стать лучшим, спортсмен должен развивать в себе одновременно и физические качества и учиться правильно, быстро и безошибочно читать карту. Достигается это только за счет многократных тренировок и приобретения опыта на соревнованиях.

Подготовиться к определенным условиям практически невозможно. Соревнования по спортивному ориентированию проходят во всех уголках планеты. Старты могут быть и в горах, и в лесах, и в полях, и даже в городских условиях. По ходу дистанции ориентировщики могут столкнуться с препятствиями в виде ручьев, рек, валежника, крутых гор, непролазных кустов и любых других творений природы. Спортсмен любого другого вида спорта может только завидовать тому, с чем приходится сталкиваться ориентировщикам на соревнованиях.

Правила спортивного ориентирования

Сразу после того, как новичок ознакамливается с задачами и вникает в суть ориентирования, он должен выучить и ряд важных правил, без знания которых не получится успешно выступать на соревнованиях. Так, например, за нарушения многих правил спортсмен просто дисквалифицируется с соревнований. Чтобы, не омрачить свое выступление надо быть всегда в курсе новых изменений в правилах, хотя основные правила спортивного ориентирования не меняются из года в год.

В первую очередь ориентировщик должен проходить дистанцию именно в том порядке, в котором она отмечена у него в карте. Если же будет нарушен порядок прохождения дистанции или будут отмечены чужие КП (контрольные пункты), то результат спортсмена на дистанции аннулируется. Сейчас этот вопрос очень строго контролируется с помощью современных технологий.

Спортсмен должен уложиться во время, отведенное судьями на преодоление дистанции. В противном случае участник так же дисквалифицируется. Хотя, в основном контрольного времени более чем хватает на прохождение дистанции полностью.

На карте специальными знаками могут быть отмечены участки местности, которые нельзя пересекать, или наоборот их обязательно пробежать. Примером первого могут быть опасные для жизни и здоровья спортсмена участки местности, а второго маркированные участки или места преодоления рек вброд или переходы через оживленные трассы.

До того, как будет дан старт, спортсмен не должен покидать зону разминки и выходить на карту соревнований. Это правило действует с той целью, чтобы участник заранее не нашел контрольные пункты и не выбрал путь движения к ним.

Большой перечень правил касается и организаторов, которые должны обеспечивать безопасность спортсменов на дистанции различными способами, например, разметкой все тех же опасных участков, контролировать соответствие расположения контрольных пунктов на местности карте.

Раньше существовало интересное правило, согласно которому участник не имел права преследовать другого по дистанции. Сейчас же такой прием не запрещен правилами. То есть участник может просто пробежать за другим, который следует по идентичной дистанции. Никакой санкции за это сегодня не последует, но интерес спорта резко падает, к тому же никто не исключает вероятность ошибки «ведущего» спортсмена.

Пособие по спортивному ориентированию

Чтобы лучше ознакомиться со всеми приемами и способами ориентирования спортсмены и тренера изучают различную литературу. В ней могут описываться различные интересные методы, способы и приемы, которые могут улучшить результат спортсмена. Скачать такое пособие по спортивному ориентированию можно по ссылке:

В нем подробно расписаны все понятия, терминология, приемы и способы работы с картой и компасом, основные правила и психологические советы.

Правда, ряд положений из этого пособия уже морально и технически устарели. Например, на современных соревнованиях для отметки участники используют чипы, а в пособии описываются карточки для отметки. Раньше отметка на контрольных пунктах производилась с помощью компостера и картонной карточки для отметок, сейчас же она уже практически нигде не применяется.

Итог

Чтобы понять суть спортивного ориентирования на местности достаточно будет хотя бы раз выйти на старт, хотя бы тренировочный, и окунуться с головой в этот замечательный спорт, прочувствовать на собственной шкуре, насколько это одновременно тяжело и интересно. Ведь многие ошибочно полагают, что это простая беготня по лесам с картой.

Чтобы не омрачить воспоминания о старте, надо обязательно знать и безукоснительно выполнять правила спортивного ориентирования. А чтобы совершенствоваться, необходимо изучать дополнительную литературу, пособия и общаться с более опытными спортсменами.

Без знания азов топографии и ориентирования судьба туриста может быть печальна. Подробная карта в маппере, хороший компас и gps-навигатор - вот что необходимо путешественнику.
1. ТОПОГРАФИЯ
Принципиально опустим военную топографию , способы создания и обновления карт, дешифрирование аэро-космоснимков, разницу в проекциях, применение навигаторов и звезд (ночью надо спать), карты акваторий и топопланы (1:5000 и крупнее), ГИС и Янедекс-карты (ресурс loadmap.net изучаем по необходимости). Начнем с простого и главного!
Запоминаем : все топографические карты в России составляют только в проекции Гаусса-Крюгера; длина экватора - 40 075 696 метров; 1 градус = 111 км, а 1 секунда = 31 метр; лист карты 1:1000000 имеет размеры 6 градусов долготы и 4 градуса широты (до широты 60 град); длина коробка спичек 5 см; магнитные полюса двигаются; в сутках 24 часа:) Это вводные данные, оперируя которыми можно получить всё остальное.
Ориентироваться на местности - значит найти направление сторон горизонта и свое местонахождение относительно окружающих местных предметов и элементов рельефа.
Масштаб - это отношение длины линии на карте к длине соответствующей ей линии на местности (числовой и линейный в зарамочном оформлении карт).
Азимут - угол, отсчитанный от направления на север до направления на данный ориентир по ходу часовой стрелки (от 0 до 360 градусов).
Карта - уменьшенное наглядное, подобное изображение земной поверхности, выполненное в определенном масштабе и проекции.

Учебные карты СНОВ 1973 года достались мне с практики. Содержание абстрактное, такой местности нет. Масштаб 1:50000.

Умение читать карту придет со временем, благо, что условные обозначения интуитивно понятны и унифицированы для каждого масштабного ряда (точечные, площадные, линейные, их подписи).
Границы карты определяются долготой ее западного и восточного меридианов и широтой ее южной и северной параллелей. Каждый интервал по долготе и широте разбит на минутные интервалы, отмеченные каждый темными и светлыми полосами. Минутные интервалы точками поделены на 6 частей, каждая из которых соответствует 10". На поле карты нанесена сетка прямоугольных координат со стороной квадрата, равной 1 км для карт масштабов 1:10000, 1:25000 и 1:50000 и 2 км для карты масштаба 1:100000. Вертикальные линии километровой сетки параллельны осевому меридиану зоны, в которой находится данный лист топографической карты. Углом γ (сближением меридианов) определяется наклон линий километровой сетки к рамкам карты.
Масштаб 1:25000 - основной масштаб для работы (кликабельно).



(Верещака Т.В. - Топографические карты. Научные основы содержания - М., МАИК Наука-Интерпериодика - 2002)

В настоящее время так сложилось в РФ, что простому обывателю не доступны современные (обновленные) топографические карты масштаба 1:25000 и крупнее, это удел военных и специалистов (например, картографов). Поэтому мы будем иметь дело с картами масштабов 1:50000 (1 см - 500 м) и 1:100000 (1 см - 1000 м). А это значит вот что: во-первых, при таких масштабах многое из полезного нам будет генерализовано, т.е. просто будет отсутствовать; во-вторых, при масштабе 1:50000 ваши пройденные с трудом 100 метров это всего лишь 2 мм на карте. Хотя практика показывает, что и этого вполне достаточно, особенно при длинных линейных переходах.
Приступим. Берем любой компас (Silva , Москомпас или хотя бы системы Адрианова), нашу карту и начинаем.. определять свое местоположение .
Это первая проблема. Определить свое местоположение можно по ситуации (пересечение дорог, просек, ЛЭП, сляиние ручьев или рек, по ближайшим населенным пунктам), по рельефу (самое высокое место, обрыв, яма, исток ручья), при развитом глазомере можно позиционироваться методом линейной засечки от 2-3 предметов, также можно включить GPS, снять географические координаты и сделать расчет по рамке карты (если она есть конечно). Внимание! Координаты, которые дает нам наш GPS навигатор, в системе WGS84, а значит разница между ними и координатами рамки карты будет 100 метров. Также при ориентировании по альтиметру навигатора следует учесть, что ошибка в высоте может составлять 10 метров.
Вторая проблема - нанести на карту промежуточные и конечный пункты назначения. Намечаем первую точку маршрута на карте, прикладываем компас, вводим поправку за магнитное склонение. Магнитное склонение не есть величина постоянная. Оно является проявлением магнитных свойств Земли и изменяется в широких пределах. Более того, магнитное склонение даже для одной и той же точки может быть различным, изменяясь из года в год. Если магнитное склонение, указанное в легенде карты, восточное, то следует ввести поправку на этот угол - стрелка компаса должна быть отклонена на восток от линии сетки на восток на n-градусов. Потому что стрелка компаса показывает не на то место, где сходятся все меридианы (географический северный полюс), а на то, где сходятся магнитные силовые линии (магнитный северный полюс). В 2012 году он был расположен в точке с координатами 85°54′00″ северной широты и 147°00′00″ западной долготы (примерно в 450 км от северного полюса). Следует также знать, что большинство просек (юг-север) в лесу прорублены лесниками при помощи буссоли, т.е. они показывают направление на магнитный полюс того времени.
Делаем как показано на рисунке Silva 1-2-3 System:


1. Положите компас на карту так, чтобы его край находился вдоль нужной линии маршрута (линия с точки стояния на первую точку пути).
2. Поворачивайте безель до тех пор, пока отметка "N" на кольце со шкалой делений не будет указывать на север на карте. Проверьте, чтобы линии север/юг безеля были параллельны меридианам на карте.
3. Держите компас перед собой в горизонтальном положении. Поворачивайтесь до тех пор, пока конец стрелки, показывающий север, не будет показывать на отметку "N" на кольце со шкалой делений компаса.

Сущность движения по азимутам (FAQ в pdf) заключается в выдерживании на местности направлений, заданных магнитными азимутами (дирекционными углами), и расстояний, определенных по карте. Направления движения выдерживают с помощью магнитного компаса, расстояния измеряют шагами. Это основной способ движения на местности, бедной ориентирами, особенно ночью и при ограниченной видимости. На практике все бывает проще - дабы не ломиться через густой лес и воду, движение осуществляют по проселочным дорогам, просекам, опушке леса в нужном направлении. Естественно, что маршрут прокладывают на карте заранее, измеряя его длину курвиметром или циркулем-измерителем, вводя поправки за рельеф. Зная среднюю скорость движения группы в той или иной местности, места и продолжительность привалов, теоретически можно просчитать время прибытия в конечный пункт.

Номенклатура - система обозначения листов топографических карт разных масштабов (пример для 1:10000 - Н-34-67-Г-г-2). В листе 1:1000000 4 листа 1:500000, 36 листов 1:200000 и 144 листа 1:100000. В свою очередь в листе 1:100000 4 листа 1:50000, в листе 1:50000 4 листа 1:25000, в листе 1:25000 4 листа 1:10000. Поиск любой карты начинается с бланковой карты . Поиск соседних карт еще проще - номенклатура смежных листов указана на всех четырех сторонах рамки.


(Чекалин С.И. Топографические и специальные карты. Учебное пособие М РГГРУ им. Серго Орджоникидзе 2007)

Особое умение необходимо для чтения топокарт горных районов (внизу - Альпы, 1:50000). Рельеф отображается не столько горизонталями, сколько специальными условными знаками обрывов, валов, отмывкой рельефа. Гора, котловина, хребет, лощина и седловина - основные элементы рельефа. А какие здесь ледники, гидрография, туннели в горах!

Карта армии США на часть территории Удмуртии. Совершенно другой колор.

В совсем уж безвыходной ситуации нам помогут космоснимки. Благо, что разрешение некоторых из них просто огромно. Это родной Глазов. Совсем недавно такие снимки появились на весь город на сервисе Яндекса. И конечно постоянно пользуемся Google.Земля (SAS.Planet при своей работе использует сервис Google.Карты, но не Google.Земля!)


Четыре 3-х подъездных дома - девятиэтажки, а рядом с ними дома по 16 этажей. Полезно научиться дешифрировать космоснимки, т.е. распознавать и классифицировать изображенные на них объекты. Минус - невозможно для неспециалиста определить рельеф. Нужна стереопара. Порой только на космоснимках есть самая актуальная и достоверная информация о местности.

2. СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ
Замечательный вид спорта - спортивное ориентирование. Бывает бегом, на лыжах, на велосипеде. Самое сложное, но и самое интересное - ночное ориентирование.
Спортивное ориентирование — вид спорта, в котором участники при помощи спортивной карты и компаса должны пройти контрольные пункты (КП), расположенные на местности. Результаты, как правило, определяются по времени прохождения дистанции (в определенных случаях — с учетом штрафного времени) или по количеству набранных очков.
По способу выполнения задач проводятся следующие виды соревнований по ориентированию: 1. Ориентирование в заданном направлении (ЗН) — прохождение отмеченных на карте и расположенных на местности КП в заданном порядке. Путь от одного КП до другого участники выбирают по своему усмотрению. 2. Ориентирование по выбору (ВО) — прохождение КП из числа имеющихся в районе соревнований. Выбор КП и порядок их прохождения произвольный, по усмотрению участника. 3. Ориентирование на маркированной трассе (МТ) — прохождение дистанции, маркированной на местности от старта до финиша, с нанесением на карту местоположения КП, установленных на дистанции. Это если коротко.
Вся соль этого вида спорта заключается в том, чтобы соблюдать баланс между скоростью и возможностью не терять ориентацию. Тут даже МС (мастера спорта) иногда допускают ошибки:) Бегут быстро и голова перестает соображать, в следствии чего теряется ориентация, время, очки. Наши "друзья" - компас и планшет, зрительная память, умение читать карту, хороший фонарик ночью и конечно сильные ноги. Любые допинги (алкоголь) и технические средства (навигаторы GPS) вне закона!

Спортивная карта — это крупномасштабная специальная схема местности, на которой отсутствуют координатная сетка, линии истинного меридиана, склонение, точки геодезических привязок и действует особая система точности по плановым, угловым и высотным измерениям в соответствии с требованиями ИОФ и ФСО России, а специальное содержание составляют показ проходимости местности и индивидуальных особенностей изображаемых объектов. Спортивные карты издаются в соответствии с международной системой условных знаков ИОФ, дополненной национальными условными знаками, утвержденными ФСО России.
На карте делаются наколы иголкой в местах расположения КП.

Контрольный пункт (КП) - точка, обозначенная на карте, на местности оборудованная знаком в виде трехгранной призмы со стороной 30х30 см. Каждая грань делится диагональю из левого нижнего в правый верхний угол на белое поле вверху и оранжевое (красное) внизу. КП должны располагаться на ориентирах, обозначенных на карте и четко опознаваемых на местности. Точное расположение КП должно быть описано с помощью легенд. Местоположение КП должно однозначно определяться при помощи карты и легенды.
Главное не забывать, что есть контрольное время, по истечении которого все ваши результаты будут аннулированы. Командная гонка (М+Ж, М+М+Ж и т.д.) интереснее индивидуальной, в дождь интереснее чем в ясную погоду, ночью интереснее чем днем, в лесу интереснее чем в поле, летом интереснее чем зимой, по выбору интереснее чем по маркировке.. хотя.

Легкая карта для ориентирования. Рассчитана на бег по асфальтовым дорожкам или напрямую. Комплекс для биатлонистов под Ижевском.

Если вы решите попробовать себя в этом, то вас ждет следующее: трудности связанные с необходимостью быстрой ориентировки и принятия оперативного решения; трудности выбора образа действий в зависимости от возникающих ситуаций на местности; трудности, связанные с необходимостью выполнения работы при постепенно нарастающем физическом утомлении; трудности, связанные с необходимостью выполнения работы при некорректированной карте, и трудности, связанные с необходимостью выполнения работы при неблагоприятных метеорологических условиях.
Довольно сложная карта для ориентирования с большой дистанцией. Особенно сложна ночью.

Если видите бегущего человека с номером на груди и компасом на шее, то уступите ему дорогу. И да пребудет с вами сила анорака!