Бег

Обозначение жесткости лыж. Лыжи Fischer: структуры и базы

Обозначение жесткости лыж. Лыжи Fischer: структуры и базы

При взгляде на горнолыжную коллекцию популярного бренда глаза буквально разбегаются: минимум три десятка моделей только для взрослых! И выбрать «свою» пару бывает непросто даже опытному лыжнику, что уж говорить про начинающего. Выбрать среди всего многообразия «свои лыжи» или хотя бы сократить число вариантов, помогут характеристики горных лыж, которые каждый производитель публикует и на сайте, и в каталоге.

Итак, читаем каталог.

Параметры конкретных горных лыж можно найти не только в каталогах, но и на самих лыжах. Маркировка горных лыж - вещь необязательная, и многие производители указывают только название и ростовку, но чаще на каждой лыже указаны:

    геометрия горных лыж, например, 120/73/103 мм; ростовка конкретной пары, например, 165 см; радиус выреза - обозначается R=12 м; артикул, например, L37786500; название компании-производителя.

Помимо этого, могут указываться названия технологий, конструкций, материалов (WoodCore, Titanal…), а в случае асимметричных лыж (такие выпускает, например, компания Elan), надписи Left и Right, чтобы не перепутать лыжи при встёгивании в крепления.

Ширина горных лыж

Ширина горных лыж измеряется в миллиметрах . Ширина талии горных лыж - одна из ключевых характеристик, которая определяет вездеходные качества лыж. Ширина талии до 73 мм характерна для моделей для катания по подготовленным склонам. Чем уже талия, тем быстрее лыжа может переходить из поворота в поворот, менять направление скольжения на жёстком склоне. Ширина талии в диапазоне от 73‑75 мм до 85‑90 мм - наиболее универсальные модели (all-mountain) для катания и по подготовленным склонам, и по разбитому снегу, и по неглубокой целине. Чем шире талия, тем лучше лыжа плывёт по глубокому снегу. Соответственно, лыжи с талией шире 90 мм выбирают те, кто на подготовленных склонах кататься почти не планирует.

Геометрия горных лыж

Геометрия горных лыж приводится в каталогах в виде цифр, например, 120/73/103 мм, рядом указывается длина лыж - ростовка, для которой приведена геометрия. Чем шире носок по отношению к ширине талии, тем лыжа охотнее начинает поворот. А чем уже пятка, тем проще лыжа переходит в соскальзывание. Другими словами, лыжа с геометрией 125/73/97 мм будет быстрее «нырять» в поворот, и «сбросить пятки» на таких лыжах будет легче, чем на лыжах с геометрией 120/73/103 мм. Сброс пяток - жаргонное выражение. Это приём, который используется для остановки или изменения направления движения в случае неожиданно возникшего препятствия - например, упавшего перед вами лыжника. В этой ситуации самое естественное движение - поставить лыжи поперёк склона, для чего усилием ног лыжи отпускаются в проскальзывание - начинают скользить вбок, причём пятки лыжи скользят сильнее, чем носки.

Радиус горных лыж

Радиус горных лыж или точнее - радиус бокового выреза, просто «радиус», а иногда можно встретить и «радиус дуги», измеряется в метрах . Характеристика, которая определяет то, насколько крутыми будут повороты, которые проще всего выполнять на такой лыже. Чем меньше радиус выреза (11‑13 м), тем сильнее лыжа настроена на частые и быстрые повороты, чем этот параметр больше (17… м), тем такая лыжа будет более склонна к плавным поворотам. Безусловно, опытный лыжник и лыжу с большим радиусом сможет «загнать» в короткую дугу, и на лыжах с большим вырезом - то есть с малым радиусом выреза, проедет длинной дугой. Но сил и умения для этого потребуется несколько больше. А значит, и удовольствие от катания будет несколько меньше.

Когда речь идёт о радиусе выреза нужно иметь в виду, что это не точная геометрическая характеристика, поскольку форма выреза не является дугой окружности ни у одной модели лыж. Парабола, эллипс, мультирадиусный вырез - всё, что угодно. Короче говоря, радиус выреза - цифра, которая показывает, повороты какого радиуса лыжа будет выполнять наиболее охотно, не заставляя лыжника прикладывать дополнительные усилия.

Вес горных лыж

Это не самая важная из характеристик при выборе. Вес горных лыж чаще интересует женщин. Исключением являются и поклонники ски-тура, им приходится много подниматься в гору пешком, неся лыжи на плече или ходить на лыжах вверх, надев на них камусы - специальные ленты с ворсом, благодаря которым лыжи скользят только вперёд. Во всех остальных случаях доверьтесь разработчикам лыж: вес каждой модели сбалансирован именно для того, чтобы мы получили максимум удовольствия от катания. Ведь чем лыжа легче - тем она легче управляется, но при этом она будет менее стабильно идти в заданном лыжником направлении, её легче сбить с курса. Для начинающих это полезно - ведь скорость катания ещё невысокая, а на лыжах, которыми легко управлять, быстрее учишься. А с ростом опыта растёт и скорость катания, требуются всё более стабильные лыжи с предсказуемым поведением и на неровном снегу - и лыжи становятся немного тяжелее.

Однако, вопрос «Сколько весят горные лыжи» часто интересует горнолыжников перед приобретением авиабилетов. Женские лыжи короче и легче, на них установлены более лёгкие крепления, так что их вес в районе 4.5‑5.5 кг/пара, мужские длиннее, мощнее и тяжелее, их вес от 5 до 7 кг, можно встретить и более тяжёлые модели, особенно для скоростного фрирайда. Лыжи для ски-тура намного легче, на них устанавливают специальные крепления, благодаря чему вес пары таких специализированных лыж может составлять менее 2 кг.

Жёсткость горных лыж/усиление

А вот такого параметра в каталогах вы не найдёте, хотя многие о нём говорят. Дело в том, что жёсткость лыж не нормируется в каких-то единицах, и сравнить две модели по жёсткости можно только своими руками. В общем случае можно сказать, что в рамках одной и той же линии лыж модели для более опытных лыжников жёстче, а вот сравнить с моделями других производителей уже придётся или «вручную», или, изучив конструкцию лыж - сколько слоёв металла в каждой из них, из чего сделан сердечник и так далее. Чем больше слоёв металла, тем лыжа жёстче, чем лыжа шире - тем она жёстче при одинаковой конструкции и так далее. Факторов множество, и не все они описаны в каталоге. Да и распределение жёсткости у разных лыж может быть различным - некоторые модели отличаются равномерной жёсткостью по всей длине, как правило, это модели для подготовленных склонов, а у других (универсальных моделей и лыж для фрирайда - катания вне трасс) носок и пятка сделаны мягче, а средняя часть заметно жёстче.

Пока речь шла только о продольной жёсткости. Следует помнить, что есть ещё один параметр, который также не нормируется и даже не указывается в каталогах - это торсионная жёсткость. Эта характеристика определяет, насколько носок и пятка лыжи сопротивляются скручиванию и, соответственно, насколько лыжи цепко держатся за склон кантами в этих зонах. Эта характеристика определяется конструкцией лыж. Узнать о жёсткости лыж хотя бы предварительно можно, посмотрев в графу Усиление.

Наиболее мощное усиление - слои металла, расположенные снизу и сверху сердечника, или только снизу. Лыжи с двумя слоями металла практически всегда будут более жёсткими чем модели, в которых один слой металла заменён на лёгкие стекловолокно или карбон.

Рокер

Рокер (rocker) это обратный прогиб (reverse camber) - подъём области носка лыжи, начинающийся в большей или меньшей степени ближе к креплениям. Его длина в большей степени зависит от назначения лыжи. Вот какие варианты сочетания камбера и рокера в различных моделях применяются одним из крупнейших производителей:

Целей у рокера сразу несколько. Прежде всего, умеренный рокер в универсальных моделях - лыжах, которые получили наиболее широкое распространение, упрощает начало поворота. Это происходит благодаря тому, что эффективная длина канта у закантованной лыжи становится короче, лыжа из-за этого ощущается более короткой и проще поворачивает. Помимо этого, лыжи с такой конструкцией носка намного мягче скользят по неровному склону: приподнятый носок как бы «сглатывает» комья и мягче всплывает на бугры. Такие лыжи лучше управляются в мягком и мокром снегу, при этом достаточно стабильны и нравятся любителям мягкого карвинга и даже тем лыжникам, которые любят агрессивные дуги. И даже достаточно агрессивные любители карвинга получат свой «бонус»: на лыжах с рокером на резаные дуги сил тратится гораздо меньше. А в мягком глубоком снегу лыжи с рокером всплывают на намного меньшей скорости, это избавляет лыжника от необходимости «садиться в заднюю стойку».

Скорость горных лыж

Не встретишь в каталогах и такое понятие, как «скорость горных лыж». Оно может проскользнуть только в сравнении с другими моделями этой же линейки. Как и в случае с жёсткостью, можно сказать, что в рамках одной и той же линии лыж модели для более опытных лыжников рассчитаны на большую скорость. Помимо этого, в случае скорости роль играет и радиус выреза. Как уже упоминалось, чем больше радиус выреза, тем лыжа более склонна к плавным поворотам, а именно такие повороты и используются на высокой скорости.

То есть горные лыжи для высокой скорости отличаются большей жёсткостью, большим радиусом выреза и… большей длиной - ведь чем длиннее лыжа, тем она стабильнее, а стабильность на высокой скорости очень важна. И ещё одно замечание, уже не относящееся к скорости: если ваш вес больше нормы, то выбирайте лыжи на ступеньку-две выше, чем рекомендуется - они будут жёстче, а значит лучше подойдут под ваш вес.

Крепления

Как правило, в характеристиках лыж указываются ещё и тип интерфейса - платформы, на которую устанавливаются крепления, и модель креплений. При этом в модели креплений присутствуют числа - например, 12. Они указывают на верхнее значение диапазона усилий срабатывания DIN. Наиболее распространены крепления со шкалами 3‑10, 4‑12 и 5-14, соответственно в названии лыж будет присутствовать число 10, 12 или 14.

Бывает так, что одна и та же модель лыж комплектуется креплениями разной мощности. Более мощные крепления всегда дороже. Определить, какие крепления нужны вам, просто. Разделите свой вес на 10, полученное значение должно находиться ближе к середине диапазона срабатывания креплений. Например, если ваше усилие срабатывания - «6», вам отлично подойдут крепления со шкалой от 3 до 10, если «8-9», то крепления со шкалой до 12. Более мощные крепления используются спортсменами или тяжёлыми райдерами.

Разнообразие конструкций коньковых лыж

Изготовители лыж используют разные технологии и старательно защищают их от конкурентов патентами. Кроме того, они имеют разное представление о том, что такое «идеальная лыжа». Это хорошо! Разные зимние условия требуют разных лыж.

Преимущество любителей

Любители не связаны контрактами, как профессионалы. Вас никто не заставит быть верными одной фирме! Ведь это просто неразумно. Пообщавшись в лыжной тусовке, можно выяснить назначение текущих моделей разных фирм. И сделать зрячий выбор. Вам позавидуют профессионалы.

Бывало, когда из вагона прощупанных в магазине пар новейшего Fisher не было ни одной «катучей». К сожалению, часто бывает, что не выбираешь лыжи на конкретные зимние условия, а прикидываешь, на какие условия может поехать данная пара. И иногда не хватает фантазии придумать назначение для некоторых лыж! Даже верхней модели. Они не поедут никогда! И в следующем году замечаешь, что модель заменена на более понятную, условия применения которой видны мгновенно. А название осталось прежним.
У фирм первого эшелона бывают неудачные модели

Ещё одно наблюдение

Современные лыжные технологии подчас оцениваются грубо, «на вес». Чем легче лыжа, тем лучше. Однако, морозная конструкция лыжи – это длинная жёсткая балка, которая в принципе тяжелее короткой балки теплой конструкции, изготовленной по той же технологии. В гонке за весом производители начинают «забывать» о морозных лыжах. И «вспоминают» о них лишь тогда, когда очень хорошо освоят технологию. Спустя пару-тройку лет с начала её использования. Поэтому искать морозные лыжи среди старых, отработанных моделей оправдано. Наилучшая модель – не «революционная», а та, у которой менялась только раскраска лыжи нового сезона. Или всего лишь появлялась малозначимая дырка в носке.

Лыжи фирм второго эшелона

Peltonen, Karhu, Trab, Kneissl – вполне авторитетные торговые марки, иногда даже лидеры на локальных рынках. Эти фирмы не имеют больших рекламных бюджетов, но под этими марками можно найти очень хорошие лыжи с отличным пластиком скользящей поверхности (СП), таким же, как у верхних F, А, R и по привлекательной цене. Брать? Брать! Только верхние модели любого года. Но сначала внимательно смотреть, щупать. Брать ли лыжи фирм третьего эшелона? Нет! Обнаружите мягкий, дешёвый пластик, ужасный ворс на СП, который удастся вычистить как раз тогда, когда лыжа отработает свой короткий ресурс и продавится.

Оптимизация расходов

Совсем необязательно на каждые зимние условия иметь лыжи ТОП-уровня. Надо понять, когда это действительно необходимо. Морозные лыжи нереально найти среди вторых моделей, если только это не Fisher RCS. Среднеморозные лыжи определяют большинство ваших спортивных результатов и правильно, если это будут самые лучшие лыжи, но не обязательно новейшей модели. Теплые (плюсовые, водяные) лыжи не требовательны ни к плавности эпюры, ни к качеству пластика. На тёплых лыжах придётся бегать весной по шишкам и льду. Достаточно правильно подобрать жёсткость и тип эпюры.

Если вы весите не более 60 кг, у вас появляются дополнительные возможности. Под ваш вес можно брать более дешёвые лыжи, и есть шанс, что вы не продавите колодку за сезон. Можно «попасть» на необходимость циклёвки непритязательного пластика. Заодно и структуру нанесёте. (Крупную тёплую структуру лучше доверить накатке. Иначе можно получить стабильно «стоячие» лыжи.) В крайнем случае, обращайте внимание на верхние модели лыж Тиса (владелец Fisher), STS, Marpetti. Это уже настоящее минное поле. Увидите, что такое «лыжи винтом», «пластик волной», «ворс дыбом». Дешёвые лыжи пригодятся всем. Дело в том, что любые беговые лыжи, претендующие на скорость, абсолютно не предназначены для перемещения по глубокому снегу, для прокладки лыжни. Их надо беречь. Дешёвые лыжи позволят укатывать трассу без излишних переживаний. А гоночные лыжи правильно искать среди годовалых и старше верхних моделей Fisher, Atomic, Rossignol, Madshus, Salomon, Peltonen.

Оптимизация касается палок, ботинок, термобелья. Зачем вам дорогие сверхжёсткие палки на мягкой любительской трассе? Да, для палок важен баланс, он лучше у дорогих палок, но у дешёвых он тоже бывает хорош. Прежде чем покупать лыжные ботинки, рекомендуется их мерить. Почему бы не померить и дешёвые, например, ярославский «Spine»? Могут подойти! И карбоновая манжета не нужна! Манжеты из термопластика достаточно!

Термобельё, выставленное в крупном супермаркете, по сути не отличается от термобелья престижных марок. Да и делается на одних фабриках. Антибактериальная пропитка дорогого белья пропадает после стирки. А вы решили не стирать бельё? (Отличный вопрос! Ответы «да» и «нет» значат одно и тоже.)

Маркировка лыж может быть полезна на этапе предварительного отбора. Здесь вам пригодится информация о назначении моделей, собранная другими любителями. С подробностями, как-то: марка, год выпуска, warm/plus/cold, конструкция, структура, дополнительная информация на стикере спортцеха (если есть), оптимальные условия применения. Однако, маркировка лыж, даже спортцеховых, не полно отражает их свойства. А маркировка магазинных лыж способна только запутать. Начнём с того, что под одинаковой маркировкой выпускаются абсолютно разные лыжи. Часто разные лыжи бывают в одной паре! Их объединяют в пары на основе всего одного параметра! Оптимизм людей, покупающих лыжи через Internet, мне непонятен.

Проблемы при выборе лыж

Любители при выборе лыж не имеют возможности посмотреть эпюру, и вынуждены довольствоваться косвенными признаками. Часто выбор приходится делать среди «беспородных» лыж, без маркировки конструкции. Прежде всего, надо выбрать лыжи своей весовки. Дома есть старая удачная пара – надо запомнить её жёсткость при сжатии двумя кистями рук и в магазине не отвлекаться на лыжи не своей жёсткости. Потом отделяем морозные лыжи от плюсовых. Это две крайности в лыжестроении, разница видна сразу. У морозных лыж длинные, размазанные горбы давления, у тёплых – короткие. Многие лыжи имеют мягкие носок и пятку, что укорачивает длину горбов давления, делает лыжи более предрасположенными к теплу. Нет смысла искать среди таких лыж сильно морозные.

Длина колодки вперёд – важный параметр переднего горба эпюры. У лыж на воду она скорее длинная, горб соответственно, короткий (если ещё и носок мягкий), а значит, острый. У моих Atomic WC FL 10/11 warm колодка короткая, но длиннющий мягкий носок. Горб давления короткий. И у моих великолепных Rossignol X-ium S2 05/07 колодка вперёд относительно короткая, однако носок лыжи жёсткий – передний горб давления длинный, лыжи морозные (среднеморозные на практике). Продолжаем жать лыжи руками, наблюдая, как при плавном увеличении усилия сгибаются задники. Плюсовая лыжа быстро начинает гнуться близко к колодке. Эпюра типа С. У правила есть исключение – жёсткая для вас пара с эпюрой ВС тоже будет иметь короткие горбы давления, тоже может оказаться плюсовой. Морозная лыжа сгибается более равномерно с задних концов до края колодки, похоже на смыкание половинок ножниц. Носок и пятка лыж на сильный мороз должны быть жёсткими. Правильный Fisher Hole 115-й конструкции такой. Эти лыжи как минимум среднеморозные.

Нужен некоторый опыт, который приобретается при ручном сравнении лыж, свойства которых проверены на снегу. Такое сравнение позволяет отделить морозные лыжи от плюсовых. Однако таким примитивным методом отделить среднеморозные лыжи от морозных слишком сложно. Остаётся добавить, что найти морозные лыжи под свой вес – огромная удача.

Скользящая поверхность

Какой пластик стоит на СП? Скользкий/нескользкий? На СП могут ставить полиэтилен низкого (ПНД) и высокого (ПВД) давления. На топовых лыжах всегда ПВД. Его спекают из порошка под давлением. Такую СП называют спечённой, синтезированной. На юниорских чаще применяют ПНД. Его выдавливают из расплава через щель – фильеру. Процесс называется экструзией. Полиэтилены по-разному обозначаются, например P-TEX2000 (ПНД), P-TEX4000, Bi 5000 (ПВД). Чем больший индекс имеет пластик (2000, 4000, 5000), тем он более твёрдый. Однако, он более дорогой, при изготовлении лыж его труднее обрабатывать. Отличить СП лыж из ПНД от лыж с ПВД просто: желобок на СП из ПНД вырезают, а из ПВД выдавливают. Т.е., в желобке СП из ПВД нет продольных следов режущего инструмента, его края более пологие, чем на СП из ПНД. На первый взгляд поверхность из ПНД может выглядеть очень привлекательно, может быть покрыта красивой структурой, но желобок всё покажет. ПНД более склонен к образованию ворса при обработке, хуже держит смазку. Однако, многие обладатели дорогих лыж не подозревают о том, что своим неаккуратным обращением с утюгом давно заплавили СП, ПВД в поверхностном слое приобрёл свойства ПНД. Ничего, ездят. У меня есть пара лыж с ПНД, которая великолепно скользит в определённых погодных условиях. Для этих условий подходит эпюра. А эпюра – это главное!

Бывает пластик, который плохо смачивается парафином, он предназначен для плюсовой температуры и марафонов, когда любая смазка может только повредить, набрав грязь или когда нет надежды на то, что смазка продержится достаточно долго. Такой пластик ставят на Rossignol Zynex – четвёртую сверху модель. Хорошие, прочные лыжи.

Об установке креплений

Инструкциями рекомендуется устанавливать крепления таким образом, чтобы ось вращения ботинка совпадала с центром тяжести лыжи. На мой взгляд, такое совпадение необязательно. Линия баланса имеет мало отношения к механическим свойствам лыжи. У лыжи может быть мягкий носок, но жёсткая пятка. Как распределить вес лыжника? Fisher облегчил носок своей модели Hole, оставив пятку прежней. И что с балансом? Ведь это не просто 5 грамм, а 5 грамм на конце лыжи! Максимальный рычаг. А как относиться к тому, что у креплений NNN ось смещена относительно носка ботинка на 10 мм, а у последних SNS RS-17 аж на целых 17?! И что, их можно ставить одинаково со старым SNS? У ботинок Salomon манжета Energizer позволяет лыжнику как бы откидываться назад, дополнительно нагружая пятку. Это надо учитывать! В зависимости от размера ботинка, системы креплений… установка креплений должна отличаться. Есть связанная с балансом проблема: курсовая устойчивость лыжи. Неустойчивость может проявляться при отталкивании и при скольжении на одной ноге. Носок лыжи при отталкивании не должен сильнее цепляться за трассу, чем пятка. И если пятка лучше кантуется, чем носок, то лыжа будет также неустойчивой. Т.о., если на плотной трассе лыжа идёт в боковое смещение (проскальзывает при толчке), то лучше пусть это происходит с лыжей целиком. Подруливающие усилия лыжника не должны быть большими. Точка бокового баланса – это точка равенства моментов сил, действующих на носок и пятку лыжи при боковом отталкивании, при нулевом подруливании ногой, «ловится» только экспериментально. В этом одна из прелестей NIS-платформы. Легко переставлять крепления. Боковой баланс важен на плотной трассе. Особенно кочковатой любительской. И для жёстких «тёплых» лыж с короткими горбами давления.

На мягкой трассе возможна проблема с крутизной передних склонов горбов давления. Лыжа слишком резко подминает снег, тормозит. К сожалению, всё это можно прочувствовать только в процессе обкатки лыжи. Часто по результатам обкатки приходится переставлять крепления. Перестановка креплений позволяет сделать лыжи более устойчивыми, мягкие лыжи чуть жёстче, а жёсткие мягче. При этом новая точка установки креплений не имеет никакого отношения к весовому балансу лыжи! Он просто где-то рядом. Современные коньковые крепления не позволяют лыже свободно болтаться вокруг оси ботинка, положением лыжи навесу управляют флексоры или пружина, весовой баланс неважен!

Тестирование лыж

Самым точным способом понять назначение лыж является испытание на лыжне. Правильно сделанная лыжа обязательно должна поехать в своих особых зимних условиях, может быть, не в одних. И не просто поехать, а поехать лучше всех. Хорошо ещё сузить специализацию лыж, нанеся правильную структуру, подобрав место установки креплений. Катит связка эпюра-структура-смазка, надо подогнать все компоненты друг к другу. Такие лыжи самые скользкие. Универсальных лыж не бывает. Бывают плохо сделанные лыжи, средненько едущие всегда. На универсально плохо скользящих лыжах у вас нет шансов получить необходимые технические навыки. Почаще сравнивайте скольжение ваших лыж в разных условиях, выявляйте их специализацию.


Допустим, все ваши лыжи не подходят под текущую погоду, рассмотрим два варианта:

Настройка лыж

1. Погода теплее той, на которую предназначены лыжи.
2. Холоднее.

Диапазон лыж (определяется эпюрой) можно сдвинуть на тепло, нанеся накаткой крупную структуру поверх имеющейся.
На холод можно сдвинуть, примяв или сциклив структуру.

Смазка тоже изменяет скольжение. Собственно, нанося на не подходящие по погоде лыжи, смазку, соответствующую погоде, вы уже подстраиваете лыжи. Надо делать поправку на то, как плотно снег прилегает к лыже при движении, насколько он пористый для образующейся воды. Чем более свежий, менее трансформированный снег, тем холоднее нужна структура. Более гладкая, чем следует, исходя только из температуры. А на старый снег нужна более тёплая структура. Т.о., свежий снег делает условия скольжения как бы холоднее, требует более холодной структуры, смазки.

На основе данных о температуре и состоянии снега можно немного подстроить лыжи по погоде. Но из тёплых лыж нельзя сделать морозные!

Последнее время все сходятся во мнении, что скольжение лыж в наибольшей степени зависит от их эпюры. А уже потом от структуры и смазки. Так почему любители считают, что можно обойтись всего одной парой лыж, но при этом покупают множество разных парафинов? Где логика?

Удачного выбора на старте!


Серийный номер лыж Fischer: расшифровка

Пример: 187/1450688580 031

187 — длина лыж в см

14 — год выпуска (2013)

5 — жесткость (4 — soft, 5 — medium, 6 — stiff)

06 — порядковый номер недели выпуска с начала календарного года

88580 — серийный номер лыжи

С 2016 года на номер лыж идет такого вида 191/1653513931 без индекса жесткости. Ростовки топовых коньковых моделей уменьшились на 1 см, а индекс FA пишется на стикере со штрих-кодом.

Информация о структуре и эпюре лыж Fischer На мыске лыжи со стороны скользящей поверхности можно найти два обозначения, например: 28/1Q или 28/902 или A5/610. В этих обозначениях заложена информация о базе скользяка и конструкции лыж.

Скользящие поверхности Fischer

Маркировку скользящей поверхности можно найти на скользяке на мыске лыжи. Там же промаркирована конструкция.

А5 – универсальная база на холод от t -5C и ниже. Стоит на лыжах с маркировкой Cold, код заводской структуры C1-1.

28 – универсальная теплая база на t -10C и выше. Подходит для всех типов снега, стоит на лыжах с маркировкой Plus. С сезона 17/18 стала более универсальна: -10 и теплее, против старой от -2 и теплее. Код заводской структуры остался тем же — P5-1.

Эпюры лыж Fischer

Конструкции коньковых лыж

115 (15/11) — конструкция для хорошо подготовленной и леденистой трассы. Точки опоры находятся ближе к мыску и пятке лыжи. Такое расположение повышает устойчивость лыжи. Особенно актуальна на неподготовленной ледяной трассе и при недостатках техники. Основные минусы: «втыкание» лыжи и «зарывание» в рыхлый снег.

610 (61Q, 1Q) – конструкция для хорошо подготовленной и мягкой трассы. Точки опоры сведены ближе к колодке, что делает более мягкими мысок и пятку лыжи. Такая конструкция позволяет лыже не «втыкаться» и не зарываться в рыхлый снег. Основные минусы: «рыскают» на ледяной трассе при недостатках техники.

Конструкции классических лыж

902 (90/9Q2) – конструкция для мягкой и рыхлой трассы. Аналогична коньковой 610/1Q, т.е. имеет мягкие мыски и пятки. Колодка расположена ниже, чем на 812 и облегчает держание в сложных погодных условиях. Основной минус: из-за низкого расположения зоны держания мазь будет быстрее сходить.

812 (81/8Q2) – универсальная классическая конструкция. Стандартное расположение колодки дольше сохраняет мазь держания, но требует большего импульса для продавливания.

Структуры на лыжах Fisher

Самые распространенные структуры Р5-1 и С1-1. Они, по заявлениям производителей, наиболее популярны на Кубке Мира.

Структуры Fischer

P10-1 для сухого снега при температуре ниже 0

С1-1 все типы снега, включая свежий, температура ниже -5

С3-1 для искусственного снега, температура ниже -5

С8-1 более узкая структура для искусственного снега от 0 до -10

С12-1 любой тип снега, -5-15

C12-7 мелкозернистый снег на t от 0 до -10

P1-1 температура +3 до -5, свежий снег

Р3-1 структура на свежий влажный снег, на 0 градусов с переходом в плюсовую

Р3-2 на старый мокрый снег при t 0 с переходом в плюс

Р3-3 водянистый снег, от +5 и выше

Р5-0 сухой мелкий снег от 0 до -5

Р5-9 структура для классических лыж на старый мокрый снег, температура от 0 и выше TZ1-1 структура на свежий снег при температуре ниже 0

P5-1 универсальная структура на температуру от +5 до -10. любой тип снега

P22-6 переходная структура на любой тип снега, температура от +5 до -5

P11-2 все типы снега от +2 до -8

P10-1 на старый снег при 0 градусов с переходом на минусовую температуру

Структуры Рамзау

S13-6 структура на дождливую погоду

S13-5-08 вариант на очень мокрый свежий снег

S11-1 сухой снег на t -10 -20

S12-1 свежий натуральный и искусственный снег t 0 -15

S12-4 свежий сухой снег t -5 -10

S12-2 свежий мокрый снег t 0 -5

S12-6 свежий падающий мокрый снег t 0 -10

S12-12 старый снег t 0 -5

S12-14 на перемороженный снег в период потепления, свежий снег, t -2 -10

S13-4 влажный снег, под натуральный и искусственный, t 0 -2

S13-5 свежий падающий мокрый снег, t 0 с переходом в плюс

TZ1-1 все типы снега на t 0 с переходом в минус

S11-3 структура под искусственный снег, t -10 -20

S12-7 искусственный снег, t -2 -12

S11-2 холодный сухой натуральный снег, t -10 -20

S12-16 структура для высокой влажности и свежего снега, подходит под глянец, t 0 -10

S12-2-07 для свежего снега и мягкой лыжни 0 -10

S12-3 свежий снег под t -2 -6

S13-6 мокрый снег с дождем, дождь

Показатели FA, HR, SVZ

Такая маркировка есть не на всех лыжах, а только на специально отобранных лыжах для профессионала или по предзаказу.

HR — зазор в миллиметрах, который остается после нажима на лыжу половиной веса среднестатистического лыжника. Нагрузка прилагается на лыжу в 7 см ниже точки баланса. Оставшийся зазор и есть HR. Проще говоря, это жесткость мысков и пяток лыжи. Например, если взять лыжи с одинаковым FA, но разным HR, лыжа с большим HR будет продавливаться более равномерно, а с меньшим — сначала легко, но дожать будет сложнее. С большим HR — большая дуга, более выгнутая лыжа, с меньшим HR — меньшая дуга, колодка ближе к лыжне в фазе проката. Низкая колодка особенно важна неопытным лыжникам. В классике облегчит держание, а в коньке улучшит стабильность в прокате.

SVZ — характеристика, показывающая, насколько лыжа отличается от идеального соотношения HR и FA. Значение применяется в производстве для проверки качества и подбора лыж в пары. При выборе пары лыж для себя, показатель не имеет значения. FA (индекс жесткости) — это количество килограмм, которые нужно приложить в 7 см ниже точки баланса, для сжатия лыжи до зазора в 0,2 миллиметра. Почему FA, а не конкретный вес?

Индекс FA — характеристика лыжи, а не спортсмена. Используя этот параметр, грамотный специалист может подобрать лыжи под конкретного спортсмена. Одна и та же лыжа может подойти 70кг профессиональному лыжнику и 90кг любителю. При этом обоим будет комфортно и лыжи будут работать как надо. С FA подбирать сложнее, но если разобраться, то подбор лыж будет качественнее.

На мировом рынке лыжи Fischer занимают лидирующие позиции. Популярны они в России и других странах СНГ. Приспособления отличаются высоким качеством, использованием новейших материалов, а также немалой ценой. Их эксплуатируют ведущие спортсмены и любители, активно занимающиеся лыжным спортом.

О производителе

Фирма «Фишер» основана в далеком 1924 году малоизвестным на то время столяром Йозефом Фишером. Первый производственный цех был возведен в городе Риде (Австрия). Поначалу компания производила различные столярные изделия. Беговые и горные лыжи Fischer начали выпускать только в 1934 году. Сейчас корпорация занимает лидирующие места по изготовлению соответствующей продукции в мире.

На отечественном рынке профессиональные образцы этой марки также в приоритете. Кроме того, предприятие производит лыжные палки, ботинки, специальную одежду и спортивные аксессуары. Основная производственная линейка состоит из тренировочных, любительских, гоночных и горных лыж.

Маркировка

Обозначения ставятся на мыске лыж и на их боковой поверхности. В первом случае это две цифры. Одна из них обозначает вид скользящей поверхности. Холодный тип маркируется символом А5, а теплый - 28. Второй маркер указывает на особенности конструкции. Лыжи Fischer 610 (610Q) ориентированы на мягкий подготовленный тип трассы. Вариант с индексом 115 (1Q) предназначен для жестких и леденистых участков. На боковой поверхности также нанесен ряд цифр. Первая из них обозначает ростовую группу в сантиметрах, вторая - год выпуска продукции. Следующее число указывает на жесткость (может быть 6, 5 или 4 - стифф/медиум/хард). Очередные пять цифр соответствуют номеру партии, а последний индекс - это показатель жесткости.

Особенности

Спектр термических нагрузок, которые имеют лыжи Fischer, подразделяется на две категории, а именно:

  • Холодный тип (Cold) предназначен для использования при температуре ниже -5 градусов по Цельсию.
  • Теплый класс (Plus) рассчитан на эксплуатацию при более высокой температуре.

Фактически второй тип считается более универсальным. Приспособления имеют мягкую основу, которая дает возможность достичь оптимального скольжения на мягкой трассе при высоком показателе влажности. В суровую погоду их можно настроить посредством натирания парафином или специальными накатками. Холодные аналоги на мягком снегу будут скользить хуже, а при морозе ниже пяти градусов этот показатель практически одинаковый.

Горные лыжи Fischer

Модель Speedmax является профессиональным образцом высокого уровня. На подобной модификации выступают самые знаменитые лыжники. В этой серии имеются коньковые и классические вариации. В первом случае приспособления оснащены характерным вырезом в мыске лыжи, что снижает вес модели.

Они оборудованы специальным карбоновым сердечником и обработаны по технологии холодной наклейки скользящей части. Для этого сначала изготавливается основа в формовочной печи при температуре свыше 100 градусов, а затем при комнатной температуре присоединяется рабочая поверхность. Это улучшает скольжение, независимо от погодных условий. Масса такой пары составляет 1,02 килограмма при длине 1,86 метра.

  • Горные лыжи Fischer Carbonlite. От предыдущей серии они отличаются облегченной сердцевиной системы Air Core Carbonlite и технологией производства. Изделие полностью изготавливается в печи. При длине пары в 186 сантиметров ее вес составляет 0,97 кг.
  • Модификация RCS представляет собой предыдущую версию без отверстия в мыске. Использование в конструкции ламинированных элементов и стекловолокна способствует тому, что продукция весит 1,08 кг при стандартной длине (186 см).

Экземпляры для тренировок

Эта категория классифицируется как серия для проведения тренировочных заездов профессиональными лыжниками и любителями с большим опытом. Выпускаются варианты конькового типа и лыжи Fischer Classic. При производстве используются более простые и дешевые материалы. Схема изготовления идентичная элитным вариациям. Такая комбинация позволяет гарантировать высокие ходовые параметры при меньшей цене.

Например, модификация «Фишер» (SCS) обладает универсальной структурой, рассчитанной на разные климатические условия. Упрочненные канты обеспечивают высокую курсовую стабильность, а добавочные вставки на пятках и носках повышают срок службы и жесткость изделия. Дополнительно используется сердечник, состоящий из материала с включением вулканических базальтовых элементов. Масса пары при длине 1,87 метра составляет 1,27 килограмма.

Еще одна модификация для тренировок «Фишер» (CRS) оснащена универсальной конструкцией скользящей части, отличается от предыдущей версии наличием других материалов, а также габаритами. Вес составляет 1,35 килограмма, длина - 187 сантиметров.

Любительские и туристические варианты

В этом классе лыжи «Фишер» подразделяются на коньковые, классические, детские и комбинированные варианты. Они предназначены для эксплуатации начинающими спортсменами, юными лыжниками и прочими людьми, которым нравится обычное катание на таком приспособлении. В изготовлении используются качественные, но простые комплектующие и материалы. При таком подходе обеспечивается сохранение нужных скоростных качеств в сочетании с приемлемой ценой. Среди туристических вариантов выделяются следующие модификации:

  • SC - пара имеет массу 1,38 килограмма и длину 1,87 метра.
  • Лыжи Fischer Sprint LS имеют вес 1,45 кг и длину 187 сантиметров.

Отклики потребителей

Владельцы отмечают в рассматриваемых модификациях массу преимуществ и незначительные минусы. К плюсам пользователи относят надежность, прочность, прекрасную маневренность и скольжение. Кроме того, владельцев устраивает внешнее оформление, возможность приобретения аналогичных дополнительных аксессуаров и широкий выбор, в зависимости от предназначения.

Среди минусов любители и профессионалы отмечают высокую цену, особенно на профессиональные модели. Однако они соглашаются с тем, что качество остается на высоком уровне, благодаря использованию продуктивных технологий и высококачественных компонентов в изготовлении. Беговые лыжи Fischer, отзывы о которых преимущественно позитивные, по праву являются лидером в своем классе, причем как на любительском, так и на профессиональном уровне.

Заключение

Лыжи фирмы "Фишер" приобрели высокую популярность во многом благодаря топовым экземплярам. Они рассчитаны на спортсменов различного уровня и просто ценителей этого вида спорта. Стоит отметить, что детские лыжи Fischer идентифицируются наименованием Junior.

Они отличаются габаритами, но прекрасно подходят для тренировки и перемещения на разных снежных трассах юных лыжников. Несмотря на приличную стоимость, рассматриваемая продукция пользуется спросом по всему миру. Кроме того, лыжи «Фишер» выгодно выделяются сочетанием цены и качества среди ближайших конкурентов.